Системе взаимоотношений, при которой власти, профсоюзы и работодатели должны договариваться друг с другом о социальных параметрах, определяющих жизнь горожан, от роду не больше 10 лет. И хотя в последнее время благодаря поступательному развитию экономики и расширению финансовых возможностей сторон достигнуть договоренностей стало легче, это вовсе не означает, что они приходят к полному пониманию чужих интересов
Немного истории
В доперестроечные времена проблемы социального партнерства не было. Просто потому, что не было партнеров: все решалось `наверху`, и `внизу` оставалось только взять под козырек. По сути дела, такой стороны, как работодатель, не существовало вовсе, так как все действия руководителя предприятия жестко контролировались и предопределялись. С одной стороны - властями, с другой - профсоюзами. Вторые, в принципе, самостоятельными тоже не были.
Сейчас ситуация изменилась в корне. Все три стороны, способные влиять на жизнь горожанина, имеют значительную степень свободы и руководствуются собственными интересами. Порой - весьма разными. В связи с этим проблема социальной ответственности бизнеса и партнерства властей, профсоюзов и работодателей становится одной из важнейших.
Связанные одной целью
Тот факт, что интересы у партнеров по трехстороннему соглашению отличаются, вряд ли стоит оспаривать. Очевидно, что работодатели больше заинтересованы в увеличении эффективности труда, чем в росте заработной платы. Профсоюзы, в свою очередь, по определению обязаны, в первую очередь, настаивать на защите интересов наемных работников, а потом уж печься о других. Для властей же главное - обеспечить стабильное развитие экономики, не допуская роста социальной напряженности, которая все же случается из-за разногласий труда и капитала. Но в последнее время все стороны объединила одна общая проблема - дефицит рабочих рук, вызванный, с одной стороны, развитием экономики, а с другой - провалом в демографическую яму.
Одного взгляда на график, иллюстрирующий число петербуржцев, вступающих в трудоспособный возраст, вполне достаточно. За 10 лет таких горожан стало вдвое меньше (с 65,9 тыс. чел. в 2001 году до 33,1 тыс. чел. в 2010-м). Как следствие, количество способных трудиться горожан постоянно сокращается, и город вынужден, к примеру, многократно увеличить число привлекаемых на работу мигрантов. По официальной статистике, за последние 7 лет в Петербурге их стало больше в 6 раз. А сколько трудится нелегально, не знает никто.
Учитывая ежегодный за-планированный рост ВРП, как минимум, на 8%, северной столице рабочие руки нужны как воздух. И достижение договоренностей в рамках социального партнерства способно в определенной мере помочь в решении проблемы дефицита кадров. Если стороны, конечно, сумеют и впредь договариваться столь же успешно, как и в предыдущие годы.
Кому это выгодно
Взаимодействие между участниками трехстороннего соглашения напоминает брак по расчету. Каждая из сторон, возможно, и хотела бы не учитывать интересы партнера, да не может себе этого позволить. Почему?
Работодатели, к примеру, кровно заинтересованы в сотрудничестве с властями. И не столько потому, что те создают хорошие условия для развития предпринимательства, но и из-за очевидной материальной заинтересованности. Программа подготовки кадров для судостроительной промышленности, к примеру, предполагает бюджетные затраты на подготовку квалифицированных кадров (за 5 лет) в размере свыше 131 млн рублей. Если бы этих денег не было, бизнесу пришлось бы дополнительно раскошелиться.
Профсоюзы, хотя и находятся с работодателями в непростых отношениях, тоже хотят их улучшить. Потому что развитие бизнеса, привлечение дополнительных инвестиций ведут к появлению новых перспективных рабочих мест, повышению заработной платы, стабилизации социальной сферы. К тому же для профсоюзов это расширяет горизонты, создавая возможность организации новых объединений на современных предприятиях.
Налицо взаимная заинтересованность. И даже - зависимость. Потому что в настоящее время ситуация такова, что решить сложные проблемы (например, дефицита кадров) можно только сообща. Как бы ни отличались интересы сторон, им приходится договариваться.
Своя рубашка ближе
Достижение таких договоренностей - дело долгое и многотрудное. К тому же надо учитывать и то, что не менее трети предприятий (в первую очередь в малом и среднем бизнесе) достигнутые соглашения не выполняют. Почему? Потому что контролировать их сложно. Профсоюзных организаций, как правило, на них нет, да и у властей до фирмы, в которой трудятся 20-30 человек, руки доходят далеко не всегда. Поэтому в подобных компаниях руководитель - царь и бог в одном лице, вершащий суд и расправу по собственному усмотрению. А если он чист перед законом по части выплаты налогов - то и вовсе властям неинтересен. Профсоюзы, в свою очередь, и не прочь в нее внедриться, но инициатива может исходить только снизу: если активиста, способного организовать ячейку, в фирме нет, то не будет и профсоюзной организации.
Другое дело, когда участники Трехстороннего соглашения сталкиваются с забастовочным движением на предприятиях, вполне вписывающихся в систему социального партнерства. Там и зарплата приемлемая, и условия труда, о которых в других компаниях пока только мечтают, и социальный пакет весомый. А люди недовольны, устраивают пикеты и забастовки. При этом все стороны соглашения, как правило, сохраняют нейтралитет. Даже официальные `старые` профсоюзы, которые в таких случаях не хотят портить отношения с партнерами. А может быть, просто не могут реально повлиять на ситуацию?
Как бы то ни было, но сейчас Трехстороннее соглашение выгодно всем его участ-никам, поскольку в той или иной мере отвечает их интересам. А в конечном итоге - и чаяниям петербуржцев, каждый из которых ощущает действие договоренностей на собственной жизни. Ведь противники запланированного до 2010 года увеличения покупательной способности и роста зарплаты найдутся вряд ли...
Комментарии
Валентина Матвиенко,
губернатор Санкт-Петербурга:
- Трехстороннее соглашение - пакет документов, не просто регламентирующих отношения между властью, профсоюзами и работодателями, но эффективный инструмент регулирования социально-трудовых отношений в городе, действенный фактор обеспечения социальной стабильности. К тому же это одна из важных составляющих инвестиционной привлекательности Петербурга. Ежегодные приложения к данному соглашению - план действий по развитию социального партнерства в области экономики, развития рынка труда и формирования доходов населения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.
Во многом благодаря этому нам удалось добиться хороших результатов: в 2007 году уровень безработицы составил 0,5% от численности экономически активного населения, средняя продолжительность безработицы - 4,9 месяца (при контрольном показателе в 6,5), а количество вакансий значительно превосходит численность безработных. Подписание соглашения - еще один важный шаг по развитию системы социального партнерства в Петербурге. Правительство города последовательно выполняет все обязательства, предусмотренные им, и мы готовы нести полную ответственность перед петербуржцами за выполнение всех обязательств в установленные сроки и в полном объеме.
Подготовка соглашения осуществляется Трехсторонней комиссией, в работе которой принимают участие представители более 20 комитетов администрации Петербурга, профсоюзов и крупных промышленных предприятий города. Бюджет Петербурга переходит на 3-летнее планирование, и разработка соглашения должна быть синхронизирована с этим процессом.
Владимир Дербин,
председатель Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти:
- Профсоюзы участвуют в трехсторонних переговорах как на региональном, так и на российском уровнях, и нам постоянно говорят, что сначала нужно увеличивать производительность труда, а потом уж и заработную плату. Но так формулировать задачу нельзя. При этом профсоюзы не собираются препятствовать повышению эффективности труда: мы обеими руками `за`! Но не на станке, которому 20, а то и все 35 лет! Пожалуйста, приобретайте новое оборудование, меняйте технологии - и мы будем поддерживать работодателей, несмотря на то что при этом будет происходить сокращение числа рабочих мест.
Нельзя забывать и о том, что цены на продукты питания и услуги постоянно растут. Хотят того предприниматели или нет, а повышать заработную плату нужно. Убежден, что индексация должна происходить ежеквартально. Параметры индексации, а также размер минимальной зарплаты (4,1 тыс. рублей) уже закреплены соответствующим соглашением в Ленобласти. До его подписания меньшую зарплату платили свыше 20% работодателей. К сожалению, пока у нас нет возможности добиться подписания аналогичного соглашения в Петербурге, поскольку многие работодатели сознательно тормозят этот процесс.
К тому же ни в Ленинградской области, ни в Петербурге пока нет закона, который обязывал бы выполнять Трехсторонние соглашения о социальном партнерстве. Каждый раз подписание такого документа дается с большим трудом, и стопроцентно выполняют его только две стороны (администрация и профсоюзы). Что касается работодателей, то, по нашим оценкам, его придерживаются не более 70%. Поэтому наша задача в ближайшее время добиться того, чтобы и оставшаяся треть обязана была это делать.
Валерьян Камышев,
директор по экономике Союза промышленников
и предпринимателей Петербурга:
- В городе остро ощущается нехватка кадров практически во всех отраслях. По данным властных структур, речь идет о десятках тысяч специалистов, а по оценкам нашего союза - о сотнях тысяч человек. Это и рабочие, и специалисты со средним и высшим уровнем образования. Успешно развивающаяся экономика остро испытывает недостаток высококвалифицированных кадров, так как на заводах внедряются новые технологии, приобретается сложнейшее высокопроизводительное оборудование. По некоторым оценкам, в России лишь 5% рабочих имеют высшую квалификацию, в то время как во Франции - 38%, в США - 43%, в Германии - 56%.
Эти цифры обязывают все стороны принимать срочные меры для выхода на уровень развитых стран. В феврале 2007 года заключено соглашение о стратегическом партнерстве между ЗАО `Росэлектропром Холдинг` и группой университетов Петербурга по подготовке кадров на период 2007-2012 годы. Образцом взаимоотношений промышленников и учебных заведений является действующая уже более 7 лет программа подготовки специалистов для судостроительной отрасли, которая осуществляется в тесном сотрудничестве с администрацией города.
Все больше заключают и двухсторонних договоров. Они действуют между ЛЭТИ и ЦНИИ `Электроприбор`, ФГУП `НИИ `Вектор`, Санкт-Петербургским морским техническим университетом и ФГУП `Адмиралтейские верфи`. Целая программа сотрудничества с учебными заведениями начального, среднего и высшего образования разработана на `Электросиле`. По аналогичному пути идут и такие предприятия, как ОАО `Кировский завод`, ЗАО Строительное управление N 326, ФГУП `Петербургский метрополитен`, ОАО `Метрострой`, и многие другие.
|