По предварительным данным Минтранса РФ, в российских морских портах в 2007 году переработано 460 млн тонн грузов (+7% к 2006-му). Эти результаты выглядят на фоне динамики прошлых лет довольно скромно, но лучше, чем в прошлом году, когда по отношению к 2005-му темпы роста грузоперевалки были вдвое меньше нынешних.
Сегодня из чиновников мало кто любит вспоминать, что в 2001-2004 гг. темпы роста составляли в среднем 15% в год. Причем динамика роста в целом шла по ниспадающей, достигнув своего минимума в 2006-м.
В 2007-м результаты улучшились. Но эйфории от этого никто не испытывает: значительная часть валовой прибавки достигнута благодаря увеличению нефтеперевалки в Приморске и портах Дальнего Востока. Если же говорить о приросте перевалки сухих грузов, то в процентах он сопоставим с ростом ВВП РФ, хотя, по расчетам, должен вдвое превышать его - при условии, конечно, что российская экономика развивается нормально.
Петербург и Приморск - лидеры Северо-Запада
На этом фоне стивидорные компании Северо-Западного бассейна выглядят достаточно хорошо: их доля в суммарной перевалке грузов по РФ увеличилась, потому что ими были достигнуты максимальные темпы роста грузопереработки (+9,7%). Северо-Запад наиболее отличился в перевалке контейнеров: в бассейне переработано более 60% от общего количества контейнеров, поступивших на причалы морских портов России.
Напомним, что методика подсчетов Минтранса РФ предполагает учет грузооборота по подтвержденным контрактам. Потому ранее оценки экспертов стивидорных компаний, учитывавшие фактически выполненные работы на отчетный период, были обычно выше, чем сводные данные министерства.
Однако в 2007 году наблюдается иная картина: последние склонны, наоборот, занижать показатели (некоторые эксперты говорят о перевалке реальных 440 млн тонн). Отсюда можно предположить, что последние два месяца оказались, по сути, провальными для многих российских портов. И Северо-Запад не стал исключением из общего правила.
Вероятно, что в 2008-м будет зафиксировано замедление динамики роста грузоперевалки. Особенно если принять во внимание, что в I полугодии 2007-го темпы роста грузообработки в морских портах СЗФО были заметно выше и составляли 8,7%.
Лидером среди портов Северо-Запада по-прежнему остается Большой порт Санкт-Петербург, где за 11 месяцев обработано 54,7 млн тонн грузов (+10% к аналогичному периоду 2006-го). При этом основной рост достигнут за счет навалочных грузов. При этом стивидоры потеряли часть высокофрахтовых грузов - таких как лес и металлы. Замедлился по сравнению с предыдущими годами и прирост перевалки контейнеров и рефгрузов.
Максимальный объем прибавки в грузообороте в абсолютных показателях достигнут в Приморске. Наилучшую динамику в 2007 году продемонстрировали в порту Усть-Луга, где было перевалено 7,1 млн тонн грузов (+89,7% к 2006-му).
Знаменательным событием ушедшего года стало открытие паромной линии Усть-Луга - Балтийск, которая в конце 2007-го перешла с пробного режима работы на постоянный. Правда, график курсирования железнодорожного парома остался прежний. Это просто означает, что железнодорожники утвердили на 2008 год твердый график грузоперевозок.
Одним из самых успешных среди стивидорных компаний по финансовым результатам стало ОАО `Петролеспорт`, чистая прибыль по РСБУ которого выросла в 2,5 раза. Такой результат обеспечен привлечением дополнительных потоков рефрижераторных и контейнерных грузов.
Приливы и отливы грузопотоков
Итоги работы остальных портов СЗФО не блещут особыми победами. В частности, грузооборот порта Высоцк в 2007 году вырос на 5,5%. В порту Калининград за 11 месяцев было перевалено в целом всего на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2006-го. При этом портовики потеряли часть экспортного грузопотока. Фактически ряд стивидорных компаний ушел в `минус`. И только в ОАО `Калининградский морской торговый порт` удалось по итогам года перевалить грузов на 21% больше, чем в 2006-м.
Неудачным выдался год для стивидоров Мурманского транспортного узла: по итогам 11 месяцев их грузооборот снизился до 23,5 млн тонн (-9,1% к аналогичному периоду 2006-го). В том числе, уменьшился оборот и ОАО `Мурманский морской торговый порт`.
Этот результат особенно неприятен, если подсчитать, сколько инвестиций вложили в развитие подходной инфраструктуры порта железнодорожники. Они надеялись, что увеличение пропускной способности стальных магистралей поможет увеличить загрузку причалов. Но пока их надежды не оправдались.
Для преодоления сложной ситуации в Мурманском транспортном узле создана управляющая компания, среди учредителей которой - администрация Мурманской области, ОАО `Мурманский морской торговый порт`, ОАО `РЖД`, НК `Роснефть` и ФГУП `Росморпорт`. УК займется разработкой новой стратегии развития узла с использованием инструментов ГЧП.
Грузооборот Архангельска в 2007 году снизился до 5,2 млн тонн (-0,6% к 2006-му). Заметим, что часть этого грузооборота составляет транзит нефти на Мурманск. Без него итоговые результаты оказались и вовсе плачевными. При этом, заметим, по итогам 10 месяцев порт Архангельск демонстрировал положительную динамику: было переработано на 0,9% больше, чем за аналогичный период 2066- го.
Но в дальнейшем стало ясно, что оттока грузов не избежать. Основные потери - за счет генгрузов, леса и контейнеров. Иными словами - за счет высокофрахтовых грузов.
Напомним, что от стивидоров Северо-Запада всего три года назад ожидали совсем другие результаты работы. Однако нынешняя динамика свидетельствует о том, что значительная часть резервов, которыми располагают в регионе, до сих пор остается нереализованной.
|