Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Потребитель выбирает контрафакт?! - ЭиВ N 45 (680)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Потребитель выбирает контрафакт?!
No. 45 (680) 26.11.2007
Елена КАПУСТИНА
Масштабы сбыта в России пиратской продукции не уменьшаются
Реалии современной жизни таковы, что большая часть потребителей не желает участвовать в борьбе с подделками на российском рынке и даже, наоборот, в глубине души желает, чтобы контрафакт лежал на наших прилавках.

Такой результат показал анонимный опрос автором 100 респондентов, 90% из которых выразили полное равнодушие к проблеме `пиратской` продукции. У 60% опрошенных граждан в их домашних коллекциях СD и DVD легко размещаются рядом лицензионные и нелицензионные записи. Лишь 20% покупают только оригинальную продукцию, остальные 20% - на марку производителя и наличие лицензии не обращают никакого внимания.

Подавляющее число респондентов качество поддельной продукции вполне устраивает. Настороженность вызывают лишь косметика и парфюмерия, пищевые продукты и медицинские препараты. Основной причиной, по которой граждане не заостряют внимание на приобретении только брэндовой продукции, названа дороговизна оригиналов.



Минуя закон



Политика нынешнего потребителя такова: главное - не качество, а цена. Не готов еще рядовой российский потребитель, руководствуясь принципами, покупать втридорога продукцию лицензионную, когда в магазине напротив аналогичный товар лежит по более низкой цене. Кроме того, где гарантия, что высокая цена является свидетельством подлинности изготовителя предлагаемого вам товара?

Выясним причины, по которым нелегальные производители, несмотря на административную и уголовную ответственность, рискуя понести наказание, продолжают производить и продавать фальсифицированную продукцию. Прежде всего, сказывается то, что санкции за производство, распространение и сбыт контрафактной продукции недостаточно жесткие. Так, согласно изменениям в Кодексе об административных правонарушениях РФ с 8 июля 2007 года, санкции за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ `Незаконное использование товарного знака`, устанавливают наложение административного штрафа в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей, от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб. - для юридических лиц.

Два вагона контрафактного товара пыталась ввезти фирма или всего 2 ящика - наказание одинаковое. Отсутствие зависимости санкций от стоимости предмета правонарушения `расслабляет` нарушителей. Да и что представляет собой сумма в 30 тыс. руб. для фирмы, занимающейся импортом и реализацией контрафактных изделий? Уплата штрафа ни в коей мере не повлияет на ее финансовую состоятельность, тем более - на смену рода деятельности.



`Око` в Европу



Фразу `Реализация поддельных и пиратских товаров наносит серьезный ущерб производителям` часто используют печатные СМИ. Телевидение и радио информируют гражданское общество и деловые круги о правовых способах защиты и обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности (ИС), об опасности пиратства и контрафактной продукции. Но вся эта пропаганда дает нулевой результат. Причина - нежелание самого правообладателя защищать собственно свои права, а общества - оберегать безопасность своего рынка.

Таможенным органам отводится ведущая роль в пресечении перемещения через границу импортной контрафактной продукции. Специальный Таможенный реестр объектов ИС, основываясь на котором диагностируют фальшивую продукцию таможенники, содержит сейчас почти 900 наименований товарных знаков.

Однако, защищая правообладателей, таможенники нуждаются в их активных действиях и поддержке, а ее нет. В Европе на сей счет - другое мнение. В реальном бизнесе цивилизованных стран обладатель прав на товарный знак даже несет дополнительные затраты на отслеживание незаконного использования своего интеллектуального актива.

Первые лица российских компаний только начинают понимать важность защиты созданных знаний и вводят в штат модную должность юриста по защите интеллектуальной собственности.

Процедура защиты объектов ИС в настоящее время несколько противоречива по своей сути ввиду того, что самым главным инициатором мероприятий по защите ИС является государство.

Для изменения ситуации необходимо в целом поменять порядок недопущения поддельной продукции в торговый оборот. Обмен ролями субъектов, заинтересованных в защите отечественного рынка от подделок, принес бы наиболее эффективный результат. Выявив продукцию с признаками контрафактности, таможенные органы делают запрос правообладателю с просьбой либо подтвердить контрафактность изделий и выступить в защиту своих прав в суде, либо ее опровергнуть.

В большинстве случаев, особенно когда дело касается известных всему миру брэндов, обладатель товарного знака, признавая контрафактность продукции, отказывается предъявлять иск в суд, не желая связываться с мелкими торговцами.

`Может быть, все-таки стоит ориентироваться на европейский опыт, и самим правообладателям взять на себя контроль за этим направлением деятельности, а государство, в свою очередь, в лице правозащитных структур будет выступать активным помощником, а не тянуть полностью `лямку` защиты отечественного рынка от подделок`, - прокомментировал сложившуюся ситуацию начальник Великолукской таможни Александр Ястребов.

К тому же снижение обладателем марки цены на свою продукцию могло бы снизить спрос на нелегально произведенные подделки. Ведь, если разобраться, проблема не в огромной себестоимости оригинальной продукции, а в непомерной цене за марку.



Законом по проблеме



Одним из условий вступления России в ВТО является соответствие уровня правовой охраны и защиты ИС требованиям, содержащимся в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение TRIPS).

Несмотря на значительный срок действия российского законодательства об интеллектуальной собственности, этот ресурс еще недостаточно освоен. Анализируя законодательные нормы, действующие в этой сфере за рубежом, и мировой опыт противодействия нарушениям прав на объекты, ИС позволяет выявить пробелы отечественного законодательства.

По словам должностных лиц правового отдела Великолукской таможни, многократно представляющих интересы государства в судах различного уровня по делам, связанным с незаконным использованием товарного знака, бороться с этой напастью можно только комплексно.

Лишь скоординированные действия правообладателей, федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению нарушений прав интеллектуальной собственности, закрепление возможности конфискации и уничтожения материалов и оборудования, используемых для изготовления контрафактных товаров, ужесточение сроков наказания смогут повлиять на положительное разрешение проблемы, значимость которой с каждым днем только усиливается.

Ведь проблема эта масштабная, затрагивающая интересы государства на мировом уровне: снижается партнерское доверие к России со стороны международного сообщества.

Скорейшее принятие эффективных мер борьбы законодательной и судебной власти, правоохранительных органов, правообладателей и гражданского общества по всем направлениям одновременно - наилучший способ отражения противоправных действий в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности и, как следствие, залог стабильного экономического роста страны и вхождения ее в клуб развитых экономических держав.

Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru