Только в начале декабря Росстат обнародовал данные по продажам алкогольной продукции в январе - октябре 2008 года. Они не радуют: обороты ритейла снизились на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. По итогам года ожидается спад еще больше. Показатели ухудшаются по всем видам деятельности (производство, импорт, экспорт).
Торговля крепким алкоголем, если верить Росстату, снизилась до 18,22 млн дал (-1%). По оценкам информационно-аналитического агентства ЦИФРА, спад объема легальной реализации алкогольной продукции осенью 2008-го составил еще больше. Доля легального оборота водки оценивалась на уровне 11 млн дал, а “теневого” - не менее 7 млн дал. Рост нелегальных продаж начался с того момента, как осенью заметно выросла стоимость водки.
Правда, это лишь версия экспертов. Есть и другое объяснение: в Москве и Петербурге в 2008 году ощутимо выросли продажи энергетических напитков. И можно предположить, что “энергетики” заменяют ту долю потребления водки, которая обычно шла “на опохмелку”. Теперь “душевное равновесие” восстанавливают все чаще нетрадиционным ранее для России способом.
Сжимание водочного рынка в целом, как это хорошо видно в СЗФО, идет за счет уменьшения доли мелких заводов. А среди крупных происходит передел рынка. Например, в Петербурге вне конкуренции по производству водки и напитков оказалась компания “Ладога”. “Веда” и “Ливиз”,
наоборот, испытывают нелегкие времена. Особое положение занял “Русский стандарт”, удерживая достигнутые позиции в сегменте премиальной водки, которые в последнее время атакуют украинские водочные бренды.
Хуже всего показатели в секторе импортного крепкого алкоголя. Винные напитки крепостью свыше 28% осенью “упали” на 40%. Больше всего потери у поставщиков заморского коньяка, бренди и виски. По отечественному “коньяку” (бренди российских заводов), наоборот, зафиксирован рост на 15,3%. Основную прибавку дали напитки в самом дешевом сегменте.
Вот и третья версия, почему стали меньше покупать водки: ее немного потеснили “вкусовые” крепкие напитки. Удивляет, что на полках магазинов появляется “коньяк” на грани себестоимости его производства. Это также заставляет подозревать, что на этом рынке выросла доля “теневых” операций.
На этом фоне удивляет статистика по напиткам крепостью ниже 28%: их продажи стремительно выросли - на 39%. Неужели в кризис ликероводочные напитки заменили дамам вино? Скорее, можно было ожидать, что они переключатся на недорогое шампанское. Но этого статистика не фиксирует.
Странные чувства вызывают данные по обороту пива: рост на 27,3%. Замечено, что в кризисный период пивной рынок растет. Но чтобы россияне “улучшали настроение” пенной продукцией в таких объемах, верится с трудом. В 2006-2007 гг., когда экономика находилась на подъеме, пивной рынок испытывал не лучшие времена. И компенсировал потери за счет роста цен. А нынешней осенью отыгрывается за счет увеличения оборота.
|