Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Грузы плывут мимо России м - ЭиВ N 40 (675)
ТРАНСПОРТ
Грузы плывут мимо России м
No. 40 (675) 22.10.2007
Алексей ЧИЧКИН
Конкурентоспособность Балтийско-Волго-Каспийского транзита снижается. Почему?
Администрации многих областей, где расположена Волго-Балтийская водная система (ВБВС), просят резко увеличить финансирование реконструкции многих ее участков. Их нынешнее состояние может прервать регулярное судоходство по всей этой системе.

Одновременно, по данным российских федеральных и региональных ведомств, продолжается обмеление большинства рек и озер Волжско-Каспийского и Балтийского бассейнов, что тоже обусловлено недостаточным финансированием дноуглубительных и смежных работ. Все эти факторы затрудняют реализацию концепции долгосрочного развития внутреннего водного транспорта России, недавно утвержденной руководством РФ.

Именно ВБВС по кратчайшему маршруту соединяет Северную Европу, в том числе российский Северо-Запад, с Каспием и Азово-Черноморским бассейном. Но из-за перепадов уровня воды и перечисленных причин на трассе Волго-Балта грузовые суда ныне не только вынуждены замедлять ход, но зачастую простаивают там до 5 и более суток.



Причины и следствия



По экспертным оценкам Минтранса РФ, пропускная способность Волго-Балта минимум на 70% исчерпана, но объемы заявок на перевозки, особенно транзитных грузов, пока растут. Положение на ВБВС способствует не только `уходу` зарубежных грузоотправителей на водные маршруты в других странах бывшего СССР, но и восстановлению сократившегося было российского транзита через Балтию, Финляндию и Польшу, а это с 2006-го обходится РФ в $200-230 млн за год.

Одновременно снижается конкурентоспособность создаваемого евроазиатского коридора Балтия - Скандинавия - Волго-Балт - Волга - канал Каспий-Персидский залив (через Иран) - `Север-Юг`, - включающего Волго-Донской и Беломорско-Балтийский каналы.



Теплоходы стоят в очереди



Как считает кандидат технических наук Виталий Яреев, `если ситуация на Волго-Балте не изменится, станут нерентабельными запланированные на 2008-2013 гг. строительство и эксплуатация параллельной нитки Волго-Донского канала и 40-километрового канала через Карельский перешеек, соединяющего Ладогу и Финский залив. Волго-Балтийский водный путь ныне имеет загрузку, почти совпадающую с расчетной, поэтому его провозная способность вскоре будет исчерпана`.

Пока негативные перспективы и у пассажирских перевозок. По оценкам Волго-Балтийского государственного бассейнового управления, на Волго-Балте находится 45-50 пассажирских кораблей в день. Это обостряет проблему нехватки причального фронта, а речные вокзалы, например, Петербурга способны принять не более 25 судов одновременно.

Вдобавок - обмеление Ладожского озера и каналов у его южного побережья (между Невой и Свирью): в ожидании прохода через шлюзы стоят в очереди зачастую до 25 судов в сутки. Хотя пропускная способность одного из крупнейших гидроузлов этого бассейна - Нижнесвирского - достигает 45 судов в сутки.

`Ладожская` ситуация, в первую очередь, обусловлена резким сокращением финансирования дноуглубительных работ и, соответственно, значительным уменьшением их объемов.



Не только без грузов, но и без воды?



По данным управления, в сложившейся ситуации приходится, например, некоторые грузы с крупных кораблей перегружать на более мелкие, а затем сгружать обратно. А для прохождения сухогрузами со значительной осадкой особо обмелевших участков используют буксирные теплоходы. Такие `новшества` повышают себестоимость речных перевозок.

Для решения этих проблем в ближайшее время, по данным Минтранса РФ, намечено сокращать выпуск крупнотоннажных судов в пользу мало- и среднетоннажных. Планируется также увеличивать финансирование модернизации наиболее устаревших шлюзов, речных, озерных, канальных портов и перегрузочных терминалов. Но реализация этих мер уже который год идет `задним числом` и потому не учитывает постоянно растущих потребностей Волго-Балта и примыкающих к нему артерий.

`А с сооружением новой нитки Волго-Дона и канала Ладога - Финский залив надо повременить до решения проблем на действующих водных путях, примыкающих к этим новым маршрутам. Иначе последние рискуют оказаться не только без грузов, но и без воды`, - такое мнение у доктора географических наук, профессора Павла Андилевича.



Канал Ладога - Финский залив создаст прямой выход в Балтику, минуя `сверхперегруженные` Петербург, Неву и параллельные Южной Ладоге обходные каналы (Свирь-Нева). Его строительство намечалось в 1940-1941 гг., первой половине 1950-х и в середине 1980-х гг.

Вторая нитка канала `Волга-Дон` позволит увеличить загрузку всего нового коридора `Север-Юг` почти наполовину, в том числе портов Нижней, Средней Волги, Дона и российского сектора Азовского моря на 60-65%.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru