В аэропорту Пулково летом 2007 года прошли регистрацию на четверть пассажиров больше, чем за аналогичный период 2006-го. Причем в июле впервые за последние годы темпы роста на внутренних линиях превышали аналогичный показатель на международных направлениях.
В целом в зарубежные аэропорты вылетали в 1,3 раза больше пассажиров, чем в российские. Самые высокие темпы прироста полетов - в Китай, Таиланд, Тунис и Латвию.
На внутренних линиях лидеры по этому показателю - Нарьян-Мар, Череповец, Воронеж, Екатеринбург, Оренбург, Уфа и Ростов-на-Дону. В абсолютных цифрах больше всего пассажиров перевозят на маршрутах из Петербурга в Москву. В среднем за месяц пассажиропоток в этом направлении увеличивался на 20-28%. В города Северо-Запада пассажиропоток вырос на 18-23%, за исключением Череповца, где в июле, например, он вообще удвоился.
Курс - на 5 млн пассажиров
В среднем в месяц в ОАО `Аэропорт Пулково` выполняется 9,2 тыс. взлетно-посадочных операций (+22% к 2006-му). Сегодня полеты в аэропорт осуществляют 220 авиаперевозчиков, в том числе 120 - российских и 74 - из стран дальнего зарубежья. В целом за I половину 2007 года через Пулково проследовали более 2,5 млн человек (+17% к аналогичному периоду 2006-го), из них 1,33 млн человек - на международных маршрутах.
Потенциал роста таких крупных аэропортов, как Пулково, в Росавиации оценивают очень высоко. Ведь коэффициент авиаподвижности российского населения в среднем по РФ сейчас - 0,23. Для сравнения: в Германии - 0,9, во Франции - 1, в Великобритании - 1,6, в США - 2,5. Однако в Петербурге, как и в Москве, этот показатель оценивают значительно выше, потому что он связан с другим коэффициентом - доступности авиаперелетов для населения, который рассчитывается путем деления средней зарплаты на среднюю цену билета на самолет. Понятно, что заработки в Петербурге выше, чем в других субъектах СЗФО. Поэтому базовые показатели, на основании которых делают расчеты в Росавиации, выше.
Выпить можно, но не из своей бутылки
С 27 августа ужесточились правила провоза грузов - их привели в соответствие с рекомендациями IKAO (Международной организации гражданской авиации). Это создало неудобства в первые дни: не хватало специальных пакетов, в которые надо упаковывать жидкости (в том числе напитки, гели и аэрозоли, зубную пасту и дезодоранты, за исключением лекарств, детского питания и специальных диетических средств). Проносить с собой на борт их можно в упаковке не более 100 мл и общим объемом до 1 литра. Однако потом люди поняли, что всю косметику в пластиковых флаконах проще упаковать в багаж - и тогда большинство проблем исчезает само собой. Стеклянные банки класть туда не рекомендуется, потому что чемоданы грузчики швыряют так, что у них отлетают пластмассовые колеса.
Формально новые правила введены из-за террористов, которые могут использовать жидкости для приготовления бомб. Однако от них, в первую очередь, выигрывает торговля в аэропорту и в самолете. В частности, в компании `Аэрофлот` запрещено распивать принесенные с собой спиртные напитки, но алкоголь можно купить на борту.
Чартерное торможение
Но это не самое страшное новшество для пассажиров. Гораздо хуже последствия, которые вытекают из общего состояния российского авиапарка: в 2007 году ужесточились меры к тем авиаперевозчикам, чьи самолеты не полностью соответствуют требованиям IKAO по оборудованию пассажирского салона. В результате проверок больше всего страдают пассажиры, вылетающие чартерными рейсами небольших авиакомпаний. Если самолет снимают с маршрута, то его, как правило, заменить нечем. И рейс могут просто отменить.
Механизм взаимодействия между Ростуризмом и Росавиацией еще до конца не отработан. Поэтому туроператоры часто не знают, с какими самолетами могут возникнуть проблемы, а с какими - нет. План совместных действий по предотвращению задержек чартерных рейсов еще только отрабатывается.
Однако в Росавации лукавят, когда сводят проблему задержек вылетов только к чартерным маршрутам. В последнее время в Пулково участились опоздания с отправками и самолетов крупных авиакомпаний, в том числе ГТК `Россия`. Например, в начале августа на несколько часов позже вылетел самолет компании из Петербурга в Тунис.
В связи с ростом затрат авиаперевозчики пытаются поднять цены на билеты. В дальнейшем их повышение, скорее всего, неизбежно: в российских аэропортах увеличивается стоимость обслуживания самолетов. В частности, недавно в Росаэронавигации заявили о намерении вдвое повысить расценки за обслуживание на международных рейсах.
|