Если в Петербурге доля перевалки нефтепродуктов неуклонно сокращается, то в целом по СЗФО она, наоборот, растет.
В Петербурге потери в прокачке нефти объясняются несколькими обстоятельствами: прекратило деятельность ОАО `Волготанкер`, в результате чего в 2006-м `потеряно` более 2 млн тонн нефтеперевозок. Кроме того, сокращается нефтеперевалка на рейде Большого порта Санкт-Петербург.
В дальнейшем динамика может быть незначительно скорректирована за счет роста прокачки нефтепродуктов в ЗАО `ПНТ`: в 2010 году в нем предполагают увеличить железнодорожные перевозки до 9,5 млн тонн в год (+18,75% к уровню 2007-2008 гг.). Но общая тенденция сохранится. В частности - благодаря частичной переориентации грузопотоков на порт Высоцк, где построен распределительно-перевалочный комплекс НК `ЛУКОЙЛ`, через который в 2006 году отправлено на экспорт 9 млн тонн топлива, а в 2007-м планируется отправить - 12 млн тонн.
Продолжится также рост прокачки нефти через порт Приморск. Его грузооборот растет примерно на 15% в год. В дальнейшем ожидается очередной рывок - с вводом в строй второй ветки БТС. В июле 2007 года вице-премьер РФ Сергей Иванов при посещении Приморска пообещал, что ее намечено ввести в строй в самые сжатые сроки.
Ведь на каждой тонне нефти, отгруженной из этого порта на экспорт, в России, по сравнению с перекачкой, например, через Вентспилс, экономят до $5. Ввод БТС-2 позволит перегонять по трубе до 120 млн тонн нефти в год.
Около Приморска в перспективе построят нефтеперерабатывающий комплекс. На его возведение в ООО `Лизингстройгаз` выделяют $210 млн. Проект предусматривает выпуск до 440 тыс. тонн метанола, до 50 тыс. тонн бензина и дизтоплива в год. Срок начала строительства не указан. Известно только, что оно займет около 4 лет. В таком случае на экспорт из Приморска смогут отправлять не только сырую нефть, но и нефтепродукты.
Объем перевалки нефтепродуктов в порту Витино, по данным ФГУ `Администрация морского порта Архангельск`, в I полугодии 2007-го превысил 1,4 млн тонн. Подход к причалам с моря обеспечен по каналу протяженностью 18 миль с глубинами не менее 12,5 метра.
Еще около 1,2 млн тонн нефтегрузов перевалено за этот же срок в ОАО `НК `Роснефть-Архангельскнефтепродукт`. В целом через Архангельск в 2006 году прокачано приблизительно 3,8 млн тонн нефтепродуктов, а к 2010-му их перевалку стивидоры намерены довести до 13,1 млн тонн в год.
Напомним: часть экспортных морских перевозок `Роснефти` отправляют на небольших танкерах с перевалкой на рейде порта Мурманск на суда с солидным водоизмещением.
Аналогично поступают в ОАО `ЛУКОЙЛ`. Недавно в компании отгрузили конструкции для монтажа плавпричала Варандейского терминала для круглогодичной отправки нефти на экспорт. Ввод его в эксплуатацию намечен в IV квартале 2007 года.
Сейчас танкеры швартуются на временном комплексе, который возводился ЗАО `Варандейнефтегаз` (дочерняя структура компании `Архангельскгеолдобыча`) вместе с ОАО `Мурманское морское пароходство` и способен принимать танкеры дедвейтом до 20 тыс. тонн. За 5 лет его работы через него перевалено 1,7 млн тонн нефти.
|