С 1 июня на российском туристском рынке начинает действовать новый закон, устанавливающий финансовое обеспечение ответственности турбизнеса перед своими клиентами. Есть в новом процессе предоставления фингарантий и другие действующие лица - страховые компании и банки. Пока все участники в один голос называют закон сырым и уверены, что период его доработки будет длительным.
С указанной даты Ростуризм начнет принимать документы от турфирм, которые однозначно решили для себя вопрос предоставления финансовых гарантий своим туристам. Эти туроператоры будут занесены в Единый федеральный государственный реестр. Теоретически с 5 июня на сайте Ростуризма уже должны появиться первые данные о таких компаниях.
На прошедшей в Петербурге в агентстве Росбалт пресс-конференции был сделан прогноз о том, что туроператоров в городе на Неве после вступления в силу нового закона станет больше.
Известно, что по новому закону обязанность предоставлять финансовые гарантии (в виде банковской гарантии или страхования ответственности) распространяется только на туроператоров. Турагентства же практически ничем не рискуют, более того, после отмены лицензии, можно сказать, ничего и не гарантируют. В связи с этим многие склонны предполагать, что на рынке могут появиться нечистые на руку турфирмы. Здесь вся надежда - на туроператоров, которые теперь будут более пристрастно отбирать агентов по продаже своих туров.
Вообще новый закон туроператорам даже на руку. Денежные расходы по фингарантиям они быстро окупят за счет притока новых клиентов, для которых данные федерального реестра многое значат, и, в частности, говорят о надежности туркомпании.
А вот страховые компании своей выгоды в этом деле пока не видят. Как рассказали их представители, в апреле были утверждены единые правила и форма договора страхования. При этом был выбран наиболее приемлемый вариант. Однако, как высказываются страховщики, этот вид страхования будет, скорее всего, убыточным.
Между тем, турфирмы рады, что в процессе задействованы страховые компании. Ведь в первом варианте закона предполагалось участие только банков. Дело в том, что у турбизнеса сотрудничество со страховщиками давнее и довольно тесное в силу специфики работы. Что такое страховка для них более понятно, чем банковская гарантия. К тому же многие турфирмы понимают, что получить последнюю им будет крайне сложно.
Сделать это смогут лишь немногочисленные представители крупного российского турбизнеса, имеющие достаточный капитал, чтобы внушить доверие финансовым институтам. Однако, очевидно, для потребителя именно этот показатель должен быть лакмусовой бумажкой в определении надежности компании.
Как показывает опыт, практически каждый второй россиянин не читает договор, который заключает с турфирмой при покупке путевки. Подписываем не глядя. Зная о слабой правовой культуре наших соотечественников, участники нового процесса рассчитывают на следующее: как только появятся первые случаи отказов выплат по жалобам, россияне быстро сообразят, что нужно делать.
Мнения специалистов
Сергей Корнеев, вице-президент РСТ:
- Закон нуждается в доработке и совершенствовании. После первого сезона будет ясно, что именно надо исправлять. Также очень важно, как сложится судебная практика по первым случаям обращения туристов в суд.
Гаяне Календжян, директор Центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, СК `Русский мир`:
- Размер страховой премии по такому виду страхования, как страхование ответственности туроператора, невелик. Но страховые компании пошли на это, чтобы не потерять этот рынок.
Игорь Воеводский, генеральный директор ООО `Эклектика-Гид`:
- В связи с новым законом есть все предпосылки к тому, чтобы сделать работу мелких турфирм тяжелой и, в конечном счете, выдавить их с рынка.
|