Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Туроператоров по осени считают - ЭиВ N 42 (726)
ТУРИЗМ
Туроператоров по осени считают
No. 42 (726) 10.11.2008
Ольга АРХАНГЕЛЬСКАЯ
12 ноября Госдума РФ должна рассмотреть и, возможно, принять новые поправки в Закон о туристской деятельности, которые повлияют на расстановку сил на российском туристском рынке.

Напомним: по двум законопроектам, находящимся в Госдуме, предложено увеличить размер финансового обеспечения деятельности туроператоров до 100 млн руб. и 150 млн руб. Отрицательное мнение по ним высказали крупнейшие предпринимательские объединения страны - ТПП РФ, `Опора России`, Российский союз туриндустрии (РСТ), профильный комитет РСПП. Против также выступили многие субъекты Федерации: свои письма в Госдуму прислали туристские ассоциации Северо-Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока. О целесообразности внесения предложенных поправок заявили АТОР и Минэкономразвития.

Как утверждают специалисты, возникший кризис может стать стимулом для изменений на рынке. Есть серьезные основания предполагать, что лоббисты закона попытаются 12 ноября провести его сразу в трех чтениях, причем по максимальной планке. Но парадокс заключается в том, что до сих пор никто не может сказать, что именно изменится в законе о туризме.



Прав тот, кто сильнее



Сейчас отрасль разделилась на два лагеря: в одном собрался многочисленный мелкий туристский бизнес, в другом - крупный. Те, кто лоббирует интересы сильных участников, считают, что условия на рынке надо уравнять, после чего слабые его покинут. Защитники малых заявляют, что при равных правах условия должны быть разными.

Но интересы сильных уже оформлены на бумаге в виде поправок в закон, а вот забота о вторых видна лишь в заявлениях руководителей профорганизаций, а конкретные шаги никто не предпринимает. Можно догадаться, кто выиграет в споре. Есть и те, кто просто снимет сливки.



Въездной - не выездной



На зарубежном рынке, как правило, большинство национальных туроператоров - компании, занимающиеся въездным и внутренним туризмом. В России же, наоборот, в Едином реестре компаний, занимающихся внутренним туризмом, зарегистрировано почти вдвое меньше. А среди тех, кто занимается международным туризмом, большинство работают на выезд и менее 10% специализируются на приеме иностранных туристов. Это при том, что, согласно ст. 4 Закона `Об основах туристской деятельности в РФ`, въездной туризм относится к видам туризма, развитие которых пользуется приоритетной поддержкой государства. Закон-то есть, но въездной турпоток в страну сокращается.

Потому абсурдно выглядят установленные единые суммы финансового обеспечения для всех туроператоров. Во-первых, такое решение не стимулирует развитие въездного туризма. Во-вторых, договор о реализации турпродукта с иностранным туристом в абсолютном большинстве случаев заключает иностранный туроператор, гарантирующий исполнение обязательств по договору в соответствии с законодательством той страны, где продается тур.



Расчет не в пользу туристов



Большинство специалистов уверены, что увеличение сумм финансового обеспечения без их дифференциации лишь усугубит проблемы, порожденные действующим ныне законом.

Инициаторы же нововведений утверждают, что новые суммы должны защитить туристов, если фирма, к примеру, обанкротится. Однако это далеко не так. Ни 100 млн руб., ни 150 млн руб. для выплат пострадавшим туристам не хватит хотя бы потому, что для крупных компаний в высокий сезон эти суммы будут сопоставимы с объемами реализации услуг всего за 7-11 дней, а реальная глубина продаж - больше месяца.

При этом угроза ухода с рынка компаний только возрастает, поскольку непомерные реальным продажам требования к финансовому обеспечению будут способствовать расширению масштабов нелегальной туроператорской деятельности.

Предупредить эти последствия возможно, если суммы финансового обеспечения будут определяться, исходя из реального объема ответственности туроператоров по заключаемым договорам о реализации турпродукта.

Тем временем страховщики уже потирают руки в ожидании крупных сумм. Известно, что между ними существует конкурентная борьба за довольно большой рынок страхования туристов, выезжающих за рубеж. Ведь риски страховых компаний тут незначительные. Достаточно сказать, что с момента введения требования обязательного финансового обеспечения сумма полученных страховых премий составила более 400 млн руб., а фактические выплаты по страховым случаям до настоящего времени не превысили 25 млн руб. По банковским гарантиям значимых выплат туристам вообще не делали.

Страховщики даже готовы снизить минимальный процент страховых премий для слабых участников рынка.

`Мы хотим предпринять меры, которые позволили бы компаниям, не имеющим серьезных рисков, небольшим туроператорам, для которых увеличение фингарантий может оказаться роковым, платить самый минимальный тариф. Сейчас он составляет 1%, но он может стать ненужной нагрузкой для компаний`, - пояснил `Туринфо` первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.

Однако предлагаемые суммы фингарантий для компаний с оборотом в 50 млн руб. (их на рынке большинство) уже сами по себе являются неподъемной нагрузкой. Но, судя по всему, процент потенциальных банкротов на туристском рынке в результате принятия поправок уже подсчитали.



Другие материалы рубрики
ТУРИЗМ
08.12.08Коротко
08.12.08Паромная эпопея

Судоходная линия между Псковом и Тарту может быть возобновлена уже в следующем году
01.12.08Карта для любителей
С литературной картой “пройти” по Псковской области сможет любой пользователь Интернета
01.12.08Паромным туристам дали бонус
Инициатива правительства Петербурга о разрешении безвизового въезда в Россию для пассажиров паромов 26 ноября была поддержана Советом Федерации
01.12.08Валдай – находка для инвесторов
10.11.08Иностранцев отпугивают наши цены
13.10.08Не бархатный сезон
Российские туристы в этом году предпочли отдыху в Крыму другие курорты. Почему?
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru