12 ноября Госдума РФ должна рассмотреть и, возможно, принять новые поправки в Закон о туристской деятельности, которые повлияют на расстановку сил на российском туристском рынке.
Напомним: по двум законопроектам, находящимся в Госдуме, предложено увеличить размер финансового обеспечения деятельности туроператоров до 100 млн руб. и 150 млн руб. Отрицательное мнение по ним высказали крупнейшие предпринимательские объединения страны - ТПП РФ, `Опора России`, Российский союз туриндустрии (РСТ), профильный комитет РСПП. Против также выступили многие субъекты Федерации: свои письма в Госдуму прислали туристские ассоциации Северо-Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока. О целесообразности внесения предложенных поправок заявили АТОР и Минэкономразвития.
Как утверждают специалисты, возникший кризис может стать стимулом для изменений на рынке. Есть серьезные основания предполагать, что лоббисты закона попытаются 12 ноября провести его сразу в трех чтениях, причем по максимальной планке. Но парадокс заключается в том, что до сих пор никто не может сказать, что именно изменится в законе о туризме.
Прав тот, кто сильнее
Сейчас отрасль разделилась на два лагеря: в одном собрался многочисленный мелкий туристский бизнес, в другом - крупный. Те, кто лоббирует интересы сильных участников, считают, что условия на рынке надо уравнять, после чего слабые его покинут. Защитники малых заявляют, что при равных правах условия должны быть разными.
Но интересы сильных уже оформлены на бумаге в виде поправок в закон, а вот забота о вторых видна лишь в заявлениях руководителей профорганизаций, а конкретные шаги никто не предпринимает. Можно догадаться, кто выиграет в споре. Есть и те, кто просто снимет сливки.
Въездной - не выездной
На зарубежном рынке, как правило, большинство национальных туроператоров - компании, занимающиеся въездным и внутренним туризмом. В России же, наоборот, в Едином реестре компаний, занимающихся внутренним туризмом, зарегистрировано почти вдвое меньше. А среди тех, кто занимается международным туризмом, большинство работают на выезд и менее 10% специализируются на приеме иностранных туристов. Это при том, что, согласно ст. 4 Закона `Об основах туристской деятельности в РФ`, въездной туризм относится к видам туризма, развитие которых пользуется приоритетной поддержкой государства. Закон-то есть, но въездной турпоток в страну сокращается.
Потому абсурдно выглядят установленные единые суммы финансового обеспечения для всех туроператоров. Во-первых, такое решение не стимулирует развитие въездного туризма. Во-вторых, договор о реализации турпродукта с иностранным туристом в абсолютном большинстве случаев заключает иностранный туроператор, гарантирующий исполнение обязательств по договору в соответствии с законодательством той страны, где продается тур.
Расчет не в пользу туристов
Большинство специалистов уверены, что увеличение сумм финансового обеспечения без их дифференциации лишь усугубит проблемы, порожденные действующим ныне законом.
Инициаторы же нововведений утверждают, что новые суммы должны защитить туристов, если фирма, к примеру, обанкротится. Однако это далеко не так. Ни 100 млн руб., ни 150 млн руб. для выплат пострадавшим туристам не хватит хотя бы потому, что для крупных компаний в высокий сезон эти суммы будут сопоставимы с объемами реализации услуг всего за 7-11 дней, а реальная глубина продаж - больше месяца.
При этом угроза ухода с рынка компаний только возрастает, поскольку непомерные реальным продажам требования к финансовому обеспечению будут способствовать расширению масштабов нелегальной туроператорской деятельности.
Предупредить эти последствия возможно, если суммы финансового обеспечения будут определяться, исходя из реального объема ответственности туроператоров по заключаемым договорам о реализации турпродукта.
Тем временем страховщики уже потирают руки в ожидании крупных сумм. Известно, что между ними существует конкурентная борьба за довольно большой рынок страхования туристов, выезжающих за рубеж. Ведь риски страховых компаний тут незначительные. Достаточно сказать, что с момента введения требования обязательного финансового обеспечения сумма полученных страховых премий составила более 400 млн руб., а фактические выплаты по страховым случаям до настоящего времени не превысили 25 млн руб. По банковским гарантиям значимых выплат туристам вообще не делали.
Страховщики даже готовы снизить минимальный процент страховых премий для слабых участников рынка.
`Мы хотим предпринять меры, которые позволили бы компаниям, не имеющим серьезных рисков, небольшим туроператорам, для которых увеличение фингарантий может оказаться роковым, платить самый минимальный тариф. Сейчас он составляет 1%, но он может стать ненужной нагрузкой для компаний`, - пояснил `Туринфо` первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.
Однако предлагаемые суммы фингарантий для компаний с оборотом в 50 млн руб. (их на рынке большинство) уже сами по себе являются неподъемной нагрузкой. Но, судя по всему, процент потенциальных банкротов на туристском рынке в результате принятия поправок уже подсчитали.
|