Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Авиакатастроф можно избежать - ЭиВ N 8 (643)
ТРАНСПОРТ
Авиакатастроф можно избежать
No. 8 (643) 05.03.2007
Нелли БОГОРАД
Доктор технических наук, профессор кафедры моделирования электромеханических систем факультета прикладной математики Санкт-Петербургского госуниверситета Юрий Петров категорически не согласен с решением Межгосударственного авиационного комитета (МАК), официально объявившего недавно об окончании расследования катастрофы Ту-154 авиакомпании `Пулково`, которая произошла

22 августа 2006 года.



На людей списать проще



Причиной трагедии МАК назвал неправильные действия летчиков. По мнению Ю. Петрова, виноваты в ней не летчики, а, прежде всего, проектировщики самолета Ту-154, которые допустили опасную особенность его аэродинамики. На больших углах атаки у самолета возрастает высота полета и быстро падает скорость. Рули перестают действовать, самолет сваливается в штопор и падает. В такой режим подхвата попал Ту-154 в тот роковой рейс 22 августа. И уже через 10 секунд самолет вошел в штопор и врезался в землю.

Еще один виновник трагедии, считает ученый, - авиакомпании. В первые секунды самолет из режима подхвата еще можно безопасно вывести, но нужно очень твердо знать, как именно это сделать. И не просто знать, но отработать до автоматизма необходимые и очень быстрые действия. Но авиакомпании ради экономии денег не учат этому летчиков. В результате в том роковом полете летчики даже не заметили, что вошли в крайне опасный режим и тем более не смогли из него выйти.

Главный же виновник, по мнению ученого, - Федеральная служба по надзору транспорта - Ространснадзор с ее отделениями на местах, которая обязана контролировать обучение и тренировки в авиакомпаниях, требовать от авиакомпаний и конструкторских организаций использовать научные достижения, повышающие безопасность. Но этого не делают, потому что пока еще можно все свалить на пилотов. Ученый подчеркивает, что трагедии будут продолжаться, пока их будут списывать на ошибки экипажа, а истинные виновники будут уходить от ответственности.

В то же время ученый убежден, что и эту, и многие другие авиакатастрофы можно было избежать. В 2004 году два ведущих университета России - СПб ГУ и Балтийский государственный технический университет предупреждали Ространснадзор об опасных особенностях ряда самолетов, которые необходимо учитывать при их эксплуатации. Но Ространснадзор не отреагировал. Бездействие контролирующих органов прикрывает МАК. И вот результат: только в 2006 году в Роcсии в авиакатастрофах погибли более 400 человек.



Над проблемой работают ученые



Открытие петербургских ученых относится к области прикладной математики. Они обнаружили новые свойства эквивалентных преобразований. Это позволило установить, что существуют особые технические системы, для которых традиционные методы расчета, используемые и в России, и за рубежом, дают неверные заключения о запасах надежности их работы.

Согласно традиционным расчетам система должна исправно работать 30-40 лет. На самом деле расчет часто ошибочен, запас надежной работы много меньше. Он может быть исчерпанным и за 5 лет, и за 2 года - и тогда происходит авария и гибнут люди.

Подробности открытия изложены в научных журналах, в том числе и в таком авторитетном издании, как `Доклады Российской академии наук`, и в научных монографиях. Книгу `Неожиданное в математике и его связь с авариями и катастрофами`, в числе авторов которой и Юрий Петров, издавали четыре раза. Одна из монографий в 2005 году переведена на английский язык и напечатана международным издательством `VPS`, Бостон - Лейден.

По словам г-на Петрова, научное существо открытия давно признано и сомнений не вызывает. Однако научное открытие само по себе не способно предотвратить аварии. Только когда его результаты станут использовать на практике, можно будет уменьшить риски катастроф. А вот с внедрением открытий дело у нас обстоит плохо.

Ученые рекомендуют для обеспечения безопасности полетов произвести дополнительные расчеты. А необходимость дополнительной работы никого не радует. Надзорной организации все сходит с рук, хотя она имеет право запретить полеты самолетов любого типа до полного выполнения своих рекомендаций. Чиновники уверены в том, что МАК, расследующий катастрофы, прикроет их ошибки и обвинит во всем пилотов.

Пример с Ту-154 не единичный. 22 марта 1994 года у самолета А-310 (аэробус), летевшего под управлением автопилота над Междуреченском (Кемеровская область), внезапно стал резко нарастать крен, быстро достигший необратимых значений. Самолет упал и разбился. Погибли все пассажиры и экипаж.

Расследовавший катастрофу МАК возложил всю вину на командира российского экипажа, который пустил в кабину пилотов детей, и якобы их `игры с рулями` стали причиной катастрофы. Но, по показаниям бортовых самописцев, неопровержимо установлено: в момент катастрофы и до нее самолет шел под управлением автопилота, и никакие `игры с рулями` ни на что повлиять не могли.



На автопилоте



Истинной причиной той катастрофы, считает ученый, стали методики расчета автопилота, не учитывающие новых свойств эквивалентных преобразований, открытых в Петербурге. В результате рассчитанный запас надежной работы автопилота оказался много больше реального, который исчерпался 22 марта 1994 года и погубил самолет.

Когда в МАК были отправлены докладные с опровержением решения комитета, ответа не последовало. Через полгода он вынес новое заключение, возложив вину на разработчиков и изготовителей автопилота. Но это свое заключение скрыл. Истина открылась только через 12 лет. Но так как заключение было скрыто, то расчет и конструкция самолетов А-310 и А-320 не были усовершенствованы.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru