Жаль, что когда молодой Владимир Ульянов произнес свою знаменитую фразу `Мы пойдем другим путем!`, он имел в виду вовсе не развитие дорожной сети в России. Думаю, с его умением повести за собой массы мы бы давно совершили Великую Дорожную революцию, опутав страну сетью великолепных автострад, не уступающих немецким автобанам.
1,1% ВВП - этого мало!
Чего греха таить, отечественные дороги наносят немалый ущерб как государственной казне, бизнесу, так и личному кошельку. На наших автотрассах, по сравнению с западноевропейскими, потребление моторного топлива увеличивается на 40-50%, стоимость обслуживания автомобилей - в 2 раза, эксплуатационный ресурс автопокрышек снижается в 1,5 раза, а срок службы машин уменьшается на 30%. По этим причинам издержки в промышленном и транспортном комплексе возрастают в целом на 20-30%.
Оно и понятно. До сих пор в нашей стране на строительство и содержание дорог направляли инвестиции в размере 1,1% ВВП. В развитых странах аналогичный показатель составляет от 3% до 5%. Комментарии, как говорится, излишни.
Сошлюсь, для примера, на Ленобласть. Она в полной мере испытала на себе влияние экономического роста и дефицита финансовых ресурсов на состояние дорог. В прошлом году, по сравнению с 2005-м, объем инвестиций в основной капитал в области увеличился почти на 40 млрд руб. Прирост промышленного производства составил почти 27%. Но дорожную отрасль эта позитивная динамика развития вряд ли обрадует.
Одновременно с экономическим подъемом Ленобласти стремительно увеличиваются транспортные грузопотоки. Вереницы мощных фур и самосвалов буквально `крошат` дорожное полотно, и без того требующее ремонта. Остра потребность в строительстве новых автодорог, в том числе обводных, снижающих нагрузки на дорожное полотно.
Однако из года в год денег на эти цели катастрофически не хватало. Это - общая беда России. Вот красноречивые цифры. Строительство автодорог в России с 2000-го по 2005-й год сократилось почти в 5 раз. Объемы их капитального ремонта с 2000-го по 2004-й год снизились на 40%.
Импульс развитию отрасли был необходим
Не лучше обстояли дела и в Ленобласти, сеть федеральных, региональных и муниципальных автодорог на территории которой составляет 22,5 тыс. км. Тенденция к снижению финансирования дорожного комплекса прослеживается с 2001 года. С тех пор объемы финансирования дорожной отрасли в сопоставимых ценах снизились в 2,5 раза. Тот же федеральный центр с 2002-го по 2005-й год в несколько раз уменьшил объемы выделяемых области на дорожное хозяйство средств.
Кроме того, оказался разрушен понятный и достаточно эффективный механизм формирования ресурсного обеспечения отрасли. Были ликвидированы сначала федеральный, а за ним, соответственно, и региональные дорожные фонды, в которых целевым образом аккумулировались средства поддержки дорожного хозяйства.
Необходим был импульс, позволяющий отодвинуться от кризисной черты. И он был дан в мае прошлого года президентом России, который обратился к Федеральному Собранию РФ с посланием `О бюджетной политике в 2007 году`. Цитирую: `...необходимо, в частности, предусмотреть в 2007 году дополнительные субсидии регионам в размере не менее 35 млрд руб. на строительство и модернизацию автомобильных дорог, включая и дороги в поселениях, в том числе на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки`.
В тексте бросается в глаза не только сумма дополнительной поддержки дорожных хозяйств субъектов РФ. На федеральном уровне речь идет о финансировании сооружения и ремонте поселковых дорог, о чем центральные власти заговорили, кажется, впервые. Понятно, что за президентским посланием должны были последовать действия Правительства РФ, исполнительной власти в регионах. Поэтому, когда в Ленобласти при принятии бюджета на 2007 год депутаты утвердили почти традиционную для субъекта РФ сумму в 1,1 млрд руб. на дорожное хозяйство, все понимали: этим дело не закончится.
Финансирование дорог возрастет втрое
Недавно, выступая перед депутатами областного ЗС, вице-губернатор Александр Яковлев особо остановился на одной из бюджетных поправок. Речь, понятно, зашла о дорогах. Как оказалось, из федерального и областного бюджетов решено дополнительно выделить на дорожное хозяйство еще 1,8 млрд руб. В результате общий объем финансирования отрасли достигнет рекордной суммы почти в 3 млрд руб.
Если в дальнейшем удастся сохранить или даже увеличить такие параметры `дорожных` расходов, то область начнет выбираться, образно говоря, из дорожной ямы. То же, очевидно, можно будет сказать и о многих других российских регионах.
Есть также информация о том, что область сможет передать в федеральное ведение часть областных дорог, таких как Санкт-Петербург - Сортавала, Усть-Луга - Новгород Великий, и другие. Этими автострадами займется `Росавтодор`, дав возможность области эффективно перераспределить высвободившиеся силы, технику, средства.
Чем предстоит заняться? Часть дорог общего пользования в регионе не имеет асфальтобетонных покрытий. Теперь за эту проблему возьмутся всерьез. Прежде всего, асфальтобетонные трассы соединят райцентры с центрами поселений. В перспективе в асфальтобетон `оденут` все дороги, ведущие в значимые для субъекта РФ населенные пункты.
|