Когда в Петербурге был построен последний деревянный дом? Имеется в виду в историческом центре, а не на территории, административно относящейся к городу. Вряд ли сейчас кто-то ответит на этот вопрос. Сразу же вспоминается Петр Первый, который запретил в новой столице деревянное строительство, приказав строить лишь `каменные домы`.
Правильным же ответом на поставленный вопрос можно признать такой: в 2005-м.
Да, именно в позапрошлом году на Аптекарском острове был заново отстроен двухэтажный дом N 10, известный как `дом Матюшина`. Это дом образца начала ХX столетия, хотя построен он был в середине XIX века.
Первоначально он был одноэтажным, принадлежал поочередно двум купцам - Балашову и Алонкину, но, когда его приобрел литератор Владимир Михневич, по желанию нового владельца инженер Вейнберг, кстати, сын поэта Петра Вейнберга, называвшего себя Гейне из Тамбова, надстроил второй этаж. Такова краткая `литературная` предыстория дома, в котором недавно открылся филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга с постоянной экспозицией `Пролог петербургского авангарда: Михаил Матюшин и Елена Гуро`.
Художник, музыкант, педагог и издатель Михаил Матюшин поселился здесь в 1912 году с женой Еленой Гуро, художницей и писательницей. Но настоящим центром литературно-художественной жизни квартира Матюшина стала уже при другой его жене - Ольге Матюшиной (урожденной Громозовой), на которой он женился в 1913-м, после смерти Елены Генриховны. Достаточно назвать несколько имен, чтобы понять, какой мощный пласт отечественной культуры рождался здесь, на Песочной улице (ныне улица Профессора Попова).
Ну вот хотя бы: Владимир Стерлигов, Николай Кульбин, Павел Филонов... Казимир Малевич, конечно, как без него?!
Собственно, художественной составляющей этого дома и посвящена первая экспозиция музея петербургского авангарда, в которой, помимо живописных и графических произведений перечисленных художников и, конечно, Михаила Матюшина с Еленой Гуро, представлены мемориальные вещи последних. Воссозданы кабинет Михаила Васильевича и комната Елены Генриховны.
Литературную же составляющую, по большому счету, еще предстоит создать. Ведь, помимо того что литераторами были не только хозяева, в 1910-1920-е здесь частыми гостями бывали Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Максим Горький...
Впрочем, отчасти футуристическое наследие Маяковского и Хлебникова отражено в созданной экспозиции, а по-настоящему литературная часть должна коснуться другого времени, когда Матюшина уже не было в живых (он умер в 1934-м), и авангард уже не был в почете. Тогда в стране были другие приоритеты.
В январе 1942-го в квартире Ольги Матюшиной поселился Всеволод Вишневский с супругой. В этой квартире в тот страшный год Вишневский вместе с драматургом Александром Кроном и поэтом Всеволодом Азаровым для Театра музкомедии, работавшего в осажденном городе всю войну, написали пьесу `Раскинулось море широко`, а через год еще одну - `У стен Ленинграда`.
Благодаря Всеволоду Вишневскому этот дом в блокаду был спасен. Деревянные дрова в холодную и голодную зиму разрешено было разбирать на дрова. Печальная участь могла постигнуть и этот домик, однако по инициативе Вишневского писатели обратились в Ленинградский горком ВКП(б) с просьбой сохранить дом, неразрывно связанный с культурной жизнью Ленинграда. Дом был спасен!
Все-таки в блокаду руководили городом достойные люди. Главным образом это относится к первому секретарю горкома Алексею Александровичу Кузнецову.
По словам заведующего филиалом ГМИСПб Юрия Мезерина, раздел, посвященный этому периоду, впоследствии появится.
То, что смогли спасти в войну, не отстояли в мирное время. Сначала дом разобрали ввиду его ветхости в 1987-м, затем начали было восстанавливать, да в 1990-м сруб окончательно сгорел. В начале 1990-х никого в руководстве города этот печальный факт не всколыхнул.
Лишь в 1999-м году началось восстановление дома Матюшина. Прошло семь лет - и вот музей петербургского авангарда распахнул двери.
|