Есть три способа получить его. Бывают гении-самоучки, которые, как Генри Форд, американский магнат автомобилестроения, до всего дошли своим умом. Но таких - единицы. Большинство успешных предпринимателей переняли секреты менеджмента от своих родителей или получили образование в современных бизнес-школах, которые дают возможность овладеть технологиями извлечения денег из активов.
Одна из таких школ, специализирующаяся на разработке и применении на практике инструментов решения управленческих проблем на предприятиях, - MBA. В США, например, считают, что подобные программы выполняют не только образовательную, но еще и рекреационную функцию. Иными словами, способствуют созданию новых бизнес-структур. Потому их развитие всячески поощряется.
Монополисты диктуют моду
В РФ отношение к MBA, как отмечают, в частности, преподаватели петербургских вузов, сложнее. Спрос на специалистов, сертифицированных по MBA, возник сравнительно недавно. Начало рыночных реформ потребовало услуг финансовых консультантов. На первых порах привлекались западные специалисты.
Однако быстро выяснилось, что многие западные модели в российских условиях требовали адаптации. Были случаи, когда эффективные решения в России шли вразрез с традиционными рекомендациями, хорошо зарекомендовавшими себя в Европе. Потому возникла потребность в подготовке отечественных специалистов.
Вторая волна интереса к MBA связана с развитием крупного корпоративного бизнеса: выход российских `голубых фишек` на западные рынки заставил повысить требования к качеству профподготовки ведущих менеджеров.
Средний бизнес старается идти в ногу с Западом
По мере легализации среднего бизнеса, развития импортозамещения и выхода на рынки публичных заимствований (IPO) в РФ ожидают новый всплеск интереса к MBA. Насколько для этого `созрели` отечественные работодатели? Это попытались выяснить исследователи в декабре 2006 года.
Оказалось, что более двух третей опрошенных компаний уже имеет сотрудников со степенью MBA. Как правило, они занимают ключевые посты в финансовых службах. Потому кажется достаточным иметь от двух до пяти специалистов MBA.
В перспективе персонал такого уровня подготовки, судя по всему, расширится: на многих предприятиях активно инвестируют средства в обучение по программам MBA, в которых участвуют по два и более специалистов.
Потенциал не исчерпан
Потенциал роста рынка бизнес-образования остается далеко не полностью реализованным: пока основная часть слушателей курсов MBA входит в высший дивизион руководителей. Однако сегодня, как свидетельствует опрос, уже формируется потребность в таких специалистах и на уровне среднего менеджерского звена. Еще несколько лет назад такого спроса практически не было.
Правда, пока, по-видимому, такое образование - скорее дань моде и желанию эффектнее выглядеть в глазах западных партнеров. Потому что в РФ пока диплом MBA не всегда гарантирует трудоустройство специалиста. Между тем, как на Западе, ни один выпускник MBA не остается без работы с годовым доходом меньше $100 тыс. в год.
Планка установлена с таким расчетом, чтобы специалист мог погасить кредит на образование в течение 2 лет. В России обучение по программам MBA в 8-11 раз дешевле.
В РФ значительная часть обучающихся, как и ранее, не поступает на курсы MBA самостоятельно, а направляется туда от предприятий, и, как правило, за их счет. Отсюда - недостаточная информированность в предпринимательской среде о существующих бизнес-школах.
Что касается востребованности специалистов по отраслям народного хозяйства, то структура обучающихся снова подтверждает основную тенденцию развития рынка образования по MBA: потребность в таких сотрудниках в РФ возникает на переломных этапах развития предприятий.
Неудивительно, что наивысшая активность зафиксирована в сфере торговли (этап бурного развития сетевых магазинов) и финансов (усиление конкуренции среди финансовых институтов, необходимость интеграции и вывода на рынок новых продуктов). Следовало бы ожидать более высокой доли производства. Но реальный сектор экономики, по-видимому, развивается еще недостаточными темпами, чтобы говорить о коренных переменах.
Отношение работодателей к MBA
1. Есть ли у Вас в компании сотрудники со степенью MBA?
- Да - 69%
- Нет - 31%
2. Сколько сотрудников Вашей компании:
а) имеют степень MBA?
- 1 - 5%
- 2-3 - 48%
- 4-5 - 43%
- Более 5 - 4%
б) обучаются по программе MBA в настоящее время?
- 1 - 22%
- 2 - 54%
- Более 2 - 24%
3. Какие позиции в Вашей компании занимают:
а) сотрудники, имеющие степень MBA?
- Только руководители высшего звена - 47%
- Только руководители среднего звена - 34%
- Руководители высшего и среднего звена - 13%
- Менеджеры - 6%
б) сотрудники, обучающиеся по программе MBA в настоящее время?
- Только руководители высшего звена - 67%
- Только руководители среднего звена - 33%
4. Влияет ли степень MBA на трудоустройство в Вашей компании?
- Абсолютно не влияет - 72%
- Не влияет при наличии необходимого опыта работы - 19%
- Это большое преимущество перед остальными кандидатами - 5%
- Это обязательное требование на некоторые должности - 4%
5. Влияет ли получение степени MBA на карьеру сотрудников в Вашей компании?
- Нет, не влияет - 79%
- Да, если это заметно отражается на эффективности их трудовой деятельности в компании - 17%
- Да, безусловно - 4%
6. Направляет ли Ваша компания своих сотрудников на обучение по программе MBA?
- Да - 29%
- Нет - 71%
7. Оплачивает ли компания обучение своих сотрудников по программе MBA?
- Да - 71%
- Нет - 29%
8. Какие российские бизнес-школы Вы знаете?
На этот вопрос ответили 47% респондентов
9. Какие западные бизнес-школы Вы знаете?
На этот вопрос ответили 13% респондентов
И российские, и западные школы знают всего 7% респондентов.
В опросе приняли участие менеджеры 100 компаний: из них представители российских - 71%,
западных - 29%.
Сфера деятельности компании: торговля (30%), производство (18%), финансы (37%), сфера услуг (11%), другое (4%)
По данным аналитиков Begin group.
|