Система образования в России в 2005 году претерпевает изменения под предлогом того, что отечественная экономика все сильнее интегрируется с западной. Но при этом в Минобразования РФ хотят сэкономить госрасходы на обучение студентов.
Усиление международной кооперации заставляет и российские вузы все шире осваивать мировые системы профобучения, что меняет структуру отечественного рынка образования. В России сегодня
1,1 тысячи вузов: 628 - государственных и около 450 - негосударственных. Если раньше большинство из них составляли институты, то теперь их только 24%. Остальные вузы стали академиями и университетами, причем последних - около 50%.
Расширяется филиальная сеть: действует свыше 1,6 тысячи филиалов вузов, из которых около 1 тысячи - государственных и около 600 - негосударственных. Многие филиалы работают без лицензии, некоторые оформлены как представительства, поэтому за их работой сложно наладить контроль. В связи с этим предполагается разработать систему госрегулирования подготовки кадров. В Минобразования РФ считают, что из госбюджета целесообразно финансировать обучение только по стратегическим для народного хозяйства специальностям. Таких предполагается выделить для каждого вуза по 8-9, а все остальные предложат перевести в негосударственную систему образования.
Если учесть, что большинство вузов сегодня готовит специалистов в среднем по 30 специальностям, бюджетное финансирование им могут урезать, как минимум, втрое. Остальное вузам придется зарабатывать самим или идти на поклон к профильным министерствам.
Идею непрерывного образования внедряют в первую очередь для экономии госсредств. В вузах вводят двухуровневую систему обучения согласно Болонскому процессу (по формуле `4 + 2`, или `бакалавр-магистр`). Часть выпускников составят бакалавры (по оценкам, их будет около 18%). В результате вузы сэкономят средства, ведь сейчас студенты учатся 5 лет.
Такой подход, правда, не учитывает специфику подготовки некоторых специалистов. Например, комсостава моряков, летчиков, где выпускники вузов должны соответствовать требованиям других международных конвенций (вне рамок Болонского процесса): для моряков - ИМО, для летчиков - ИКАО. А эти конвенции предполагают дополнительный объем практики и тренажерной подготовки, что не укладывается в общие схемы Минобразования РФ. |