... Гофман сидел с грустным лицом, поскольку его веселая голова куда-то закатилась. Чего не скажешь об авторах и зрителях показанного представления. Их лица светились радостным возбуждением.
В петербургском Доме кино прошли презентация и показ фрагмента нового анимационного фильма по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана `Золотой горшок`. Это всего лишь маленький 20-минутный кусочек будущего полнометражного полуторачасового фильма, где задействовано более ста персонажей, использованы, наряду с кукольной и рисованной анимацией, современные цифровые компьютерные технологии для создания виртуальных спецэффектов, трансформаций и сказочных превращений героев.
Съемки проходят в стенах киностудии `Союзмультфильм`, на чьих `мультиках` выросло не одно поколение детворы во всем бывшем Советском Союзе.
На премьере присутствовал сам маэстро - автор кукол и художественной концепции `Гофманиады`, художник, скульптор и просто личность - Михаил Шемякин. Мистическое волшебство, происходящее на экране, таинственным образом перенеслось и на художника. Стоило ему появиться среди публики, он тут же исчезал.
Правда, оставалась `парить` его черная фирменная фуражка, а на полу продолжали крепко стоять начищенные до блеска тоже фирменные шемякинские сапоги. Все остальное растворялось в толпе беснующихся почитателей, стремящихся заполучить автографы знаменитости, видимо, на 10 лет вперед.
В фойе у столов, где расположились главные герои фильма - куклы, происходило свое действие. Дети и взрослые с удивительно одинаковым выражением лиц рассматривали кукол и то и дело стремились их пощупать. Большого труда стоило дежурившим членам команды `Союзмультфильма` удерживать их от этого. Одним из `охранников` оказался ассистент оператора, установщик декораций и осветитель одновременно - Юрий Аксенов.
- Из чего же сделаны куклы? - поинтересовалась я у него.
- Сначала идет механика, металлическая конструкция, этакий киборг, который полностью повторяет скелет человека. Затем набирается тело из пенопласта и поролона, таким образом, создаются нужные объемы. Впервые для изготовления голов применили массу, из которой делаются импортные пломбы. Оказался очень пластичный, крепкий и удобный в обработке материал. Мимика создается по-разному: есть рты на магнитиках, есть на шарнирах. Все скульптуры окончательно утверждает лично Шемякин.
- Почему у вас столько много обязанностей в этом проекте?
- У нас почти все совмещают по нескольку профессий, поскольку оклады на киностудии `Союзмультфильм` очень маленькие, поэтому к нам никто не хочет идти работать. Зато остались только самые преданные люди, из которых сложилась потрясающая команда.
Необходимо добавить, что музыку к `Гофманиаде` пишет выдающийся композитор Шандор Калош, а сценарную канву и концепцию фильма выстроили известный драматург Виктор Славкин и не менее известный режиссер Станислав Соколов. Их совместные работы получили множество международных наград.
Фильмы Станислава Соколова, кроме этого, отмечены призами на Международных кинофестивалях в Нью-Йорке, Пасадине, Чикаго... А фильм `Зимняя сказка` был награжден призом `Эмми` Академии телевидения США. Знаменитому режиссеру-мультипликатору я тоже успела задать несколько вопросов.
- Как вам работалось с Михаилом Шемякиным?
- Великолепно! Вся наша команда работала с большим подъемом, поскольку мир Гофмана - это мир самого Шемякина. Предложение снять фильм по сказкам Гофмана исходило от нас, но сам Михаил работает над этой темой с 1964 года. Поэтому мы использовали некоторые его `старые` образы, которые были сделаны 30, 40 лет назад, но многие он создал специально для этого фильма. И рисунки, и графика, и скульптура у Шемякина просто просились в анимацию. Он сам это чувствовал и ждал предложения.
- Скажите, может быть, какая-то кукла была особенно упрямой или с ней постоянно что-нибудь случалось? Я слышала, что с этим маленьким народцем часто происходят какие-то мистические вещи.
- Конечно, съемки всегда связаны со всякими случаями. Бывало, что какие-то части наших маленьких актеров пропадали. Ведь у каждой куклы несколько голов. У каждой есть подвижные артикулирующие сменные части лица. Но принципиально разное выражение лица достигается все же сменой головы. В нашем фильме принимает участие и сам автор сказки, вернее, кукла, изображающая его. Вот одна из гофмановских голов и исчезла, до сих пор ее никто не смог найти. Я хотел, чтобы на премьере в представленном рабочем макете Гофман сидел улыбающимся. Но именно эта сменная голова и потерялась. Поэтому он такой грустный и приехал в Дом кино. Всего у Гофмана 6 голов для разных эмоциональных состояний: нейтральное, задумчивое, испуганное, грустное, веселое и голова с некоторой горькой улыбкой. Она - моя самая любимая.
Режиссер Станислав Соколов совсем не был похож на недоступную знаменитость, мне он показался похожим скорее на обаятельного и доброго сказочника. Ну а Михаил Шемякин явно выступал в роли волшебника, щедро раздавая публике свои автографы.
|