Отношение властей Петербурга к предприятиям мелкорозничной торговли в очередной раз подтверждает справедливость высказывания о том, куда обычно ведет дорога, выстланная благими намерениями. Демонстрируя заботу о чистоте и социально-экономическом благополучии города, чиновники создают массу проблем целой отрасли малого бизнеса.
Уличные ларьки и ютящиеся в полуподвальных помещениях магазины `24 часа`нередко весьма отдаленно соответствуют нормам цивилизованной торговли. Речь идет об их месторасположении, внешнем виде, интерьерах, следовании владельцами торговых точек букве закона. В этом нельзя винить исключительно самих предпринимателей. Они стремятся получать от своей деятельности как можно больше прибыли, и если это можно (а зачастую приходится) делать за счет экономии на всем, на чем только можно сэкономить, если инспектора и проверяющие готовы закрывать глаза на нарушения, то вряд ли стоит ожидать, что коммерсанты когда-нибудь дружно проникнутся идеями социальной ответственности.
Государство не может создать условий для добросовестной работы точек розничной торговли, оно не в состоянии `завинтить гайки` в системе контролирующих инстанций. Вместо того чтобы решать проблемы малого бизнеса, власти как будто бы стараются избавится от самого сосредоточия проблем.
С ритейлорами договариваться проще
- По большому счету, ларьки - это не малый бизнес, продавцы обычно владеют торговыми площадями на правах субаренды, платя деньги арендаторам, которых в городе не так уж и много, - считает Николай Архипов, заместитель председателя Комитета промышленной политики, экономического развития и торговли администрации Петербурга. - Операторы мелкорозничной торговли должны работать в красивых и удобных павильонах, соблюдая единые для всех правила цивилизованной реализации своих товаров.
- Таким предпринимателям мы решили предоставить приоритетное право аренды торговых площадей в стационарных помещениях, - сообщил Александр Исаев, глава администрации Василеостровского района Петербурга. - С тех пор прошло 2 года, но ни одной соответствующей заявки от представителей малого бизнеса не поступило.
Большинство предпринимателей наверняка с удовольствием согласились бы торговать цивилизованно, когда б за такую возможность не нужно было поступаться значительной частью прибыли.
Скорее всего, по мере исчезновения большинства ларьков и продуктовых магазинчиков Петербург действительно станет несколько чище. Но все эти претензии на статус `города европейского уровня` оборачиваются монополизацией сферы торговли продуктами питания, алкоголем и табаком, правила игры в которой будет диктовать небольшое количество сетевых структур.
Руководство Петербурга такое положение дел, похоже, более чем устраивает. С ритейлорами куда как проще договариваться относительно объемов налоговых отчислений и благоустройства прилегающих к магазинам территорий. Торговые сети с их мощными финансовыми и административными ресурсами вполне могут позволить себе быть `белыми и пушистыми`.
`Шаговая доступность` -понятие относительное
- Мы довольно долгое время боролись с многочисленными лоточниками, пытались сделать уличную торговлю цивилизованнее, - рассказал Юрий Осипов, глава администрации Приморского района Петербурга. - Но когда `Лента` и ряд других сетевых предприятий открыли в районе свои магазины, проблема несанкционированной, неупорядоченной реализации продуктов питания была благополучно решена. Лоточники такой сильной конкуренции не выдержали.
Кого-то, наверное, подобное положение дел вполне устроило, но многим петербуржцам оно доставило неудобства.
По словам Ю. Осипова, для того чтобы граждане могли покупать продукты первой необходимости в непосредственной близости от места жительства, руководство Приморского района заключает договоры с производителями хлебобулочных изделий и местными небольшими торговыми предприятиями, на улицах появляются небольшие хлебные ларьки. Два раза в день автофургон подвозит к ним свежий товар.
Ожидают, что этот почин чиновников активно поддержат производители мясных и молочных изделий.
Вместе с тем мелкорозничным торговцам предлагают и такой вариант ведения бизнеса по `цивилизованным` правилам, как участие в программе создания сети магазинов `шаговой доступности`. Для их размещения выделят 100 (а не 200, как сообщали ранее) помещений, площадь каждого из них не будет превышать 150 кв. метров.
Право реализовывать продукты питания в зоне `шаговой доступности` собираются предоставлять на конкурсных условиях, в числе которых -готовность предпринимателей платить за аренду торговых помещений как можно больше. При этом победителям конкурсов готовы компенсировать до 50% от суммы арендных платежей. Для этого из бюджета Петербурга предполагают выделить 20 млн рублей.
Такой почин, горячо обсуждаемый сегодня с подачи городских властей, многим, особенно представителям малого бизнеса, представляется масштабной популистской акцией, способом продемонстрировать решимость Смольного поддержать теряющих возможности заработка предпринимателей.
Им будет очень непросто бороться за победу в конкурсах с богатыми `сетевиками`, по отношению к которым в Смольном, как известно, настроены весьма благожелательно. Предполагаемое количество магазинов `шаговой доступности` вызывает большие сомнения в том, что они станут в полной мере оправдывать свое название.
|