Президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета в Ярославле, которое было приурочено к сдаче в эксплуатацию нового моста через Волгу на трассе Москва - Архангельск, заявил, что плохие дороги в РФ оборачиваются упущенной выгодой, оцениваемой в 6% от национального ВВП ежегодно.
Кроме того, в правительстве, наконец, вспомнили, что в России совершается меньше дорожно-транспортных происшествий на душу населения, чем в соседних странах Евросоюза, однако людей в них гибнет в несколько раз больше. По этому показателю Россия в 2006-м вышла на первое место.
Аварии на дорогах никто не отменял
В ЕС с 2001 года производителей заставили последовательно усовершенствовать системы безопасности автомашин и резко ужесточили контроль движения на дорогах, общее число аварий со смертельным исходом сократилось за пять лет на 13%. Причем статданные портят новые члены ЕС.
Между тем в 2004-м, по сравнению с 2001-м, смертность на дорогах Франции снизилась на 32%, в Люксембурге - на 30%, в Португалии - на 23%, в Швеции - на 17%. В 2005 году ситуация в ЕС по этому показателю продолжала улучшаться. В РФ же все наоборот: чем больше уровень автомобилизации, тем выше смертность в ДТП.
Трассы с риском для жизни
Одна из основных причин аварий, по данным исследований в ЕС, - некачественное обустройство скоростных трасс. На втором месте - несовершенство системы контроля за движением машин на дорогах. На третьем - недостаточный опыт и низкая дисциплина водителей.
Если же говорить об РФ, сюда следует добавить четвертый фактор - небезопасность старых автомобилей, на которых нередко нет даже элементарных систем автоблокировки колес. За последние 10 лет на дорогах РФ погибло свыше 300 тыс. человек, увечья получили 2,2 млн человек. Причем ситуация продолжает ухудшаться. Ранее во всем винили самих водителей. И только теперь на государственном уровне признали то, что давно очевидно.
По данным Федерального дорожного агентства (ФДА), автопарк в РФ за последние пять лет удвоился. А доля вложений государства в дорожную отрасль с 2000 года сократилась более чем вдвое - с 2,9% ВВП до 1,1% ВВП в 2005-м.
Нормальный уровень финансирования, позволяющий поддерживать дороги в рабочем состоянии, оценивают в 4% ВВП. Если учесть, что 60% дорог РФ - в неудовлетворительном состоянии, то через 10 лет при нынешнем уровне финансирования будут все 80%.
Главное средство воспитания - налог
От Правительства РФ уже второй год ждут принятия комплексных мер по повышению безопасности движения на дорогах, аналогичных тем, которые реализуют в Европе. А вместо них стало известно лишь о намерении увеличить налоги на владельцев транспортных средств.
При этом забывают о том, что эти сборы поступают сначала в казну, а уж потом чиновники по своему усмотрению решают, как ими распорядиться. После ликвидации дорожных фондов, как утверждали представители ГИБДД и дорожно-строительных организаций, целевых средств, отчисляемых на обустройство дорог, не стало. Исправлять ошибки, допущенные в ходе реформ, в Минэкономразвития РФ, по-видимому, не собираются.
Наоборот, их намерены только усугубить. Например, выдвинута идея взимать налог не по мощности двигателя машины, а по нагрузке на ось.
Это означает, что владельцы дорогих иномарок со сверхмощными двигателями будут платить примерно такую же сумму, как и владельцы отечественных `Жигулей`. А общую сумму экономии целиком переложат на хозяев большегрузных автопоездов и тем самым откроют дорогу новому витку инфляции. Ведь дополнительная нагрузка автоматически войдет в стоимость товаров, которые перевозят грузовики.
Кроме того, ухудшится конкурентоспособность отечественных операторов подвижного состава по сравнению с их иностранными коллегами. Между тем доход от сборов с иностранных водителей грузовиков мог бы быть и больше.
По расчетам ФДА, в России при адекватном развитии дорожной инфраструктуры дополнительно можно получать от транзита по своей территории более $3 млрд в год. И, если подумать, дополнительных источников финансирования немало. Но они не идут на развитие дорожной сети.
Заметим, что в ЕС все проекты, связанные с дорожной инфраструктурой, финансируются прежде всего из казны. Причем целевым порядком - как за счет прямых налоговых отчислений, так и за счет программ технического развития.
|