Обратиться к этой теме нас заставило письмо в редакцию, которое мы публикуем с сокращениями. Автор собирается судиться с петербургской турфирмой `Лагуна`, у которой приобрел путевку в лагерь. (Мы не случайно приводим название компании, так как убеждены, что огласка нареканий на ту или иную турфирму только поможет в деле защиты прав потребителя.)
Недовольных услугами, предоставленными в зарубежной поездке, у нас можно встретить нередко, однако до суда, как правило, дело не доходит. Людей останавливают долгие сроки разбирательств и суммы судебных издержек. Известно, что в нашей стране в таких делах суд чаще всего становится на сторону истца. Правда, материальную компенсацию по суду чаще всего ему получить не удается. В то же время турфирма, которая дорожит своей репутацией, всегда стремится разрешить конфликтную ситуацию полюбовно.
Вместе с тем потенциальный турист может избежать многих проблем, если будет внимательнее при выборе компании, которой собирается доверить свой отдых, и уж тем более - своего ребенка.
Сергей Корнеев, руководитель регионального отделения Российского союза туриндустрии, рассказал, на что в первую очередь надо обращать внимание.
Правило N 1:
прояви правовую грамотность
Прежде всего, оцените формальные вещи: турфирма должна быть юридическим лицом, иметь лицензию (она обязательна до 01.01.2007), заключить договор с клиентом, оформить путевку. Причем чем подробнее будут расписаны маршрут
и условия пребывания в выбранном месте отдыха, тем лучше для клиента.
В принципе нелишним будет и наличие у турфирмы сертификата на предоставляемую услугу. Но он, к сожалению, потребителю ничего не гарантирует. Сертификация - дело добровольное, ее проводят очень формально и за деньги. Организация, выдающая такой документ, является коммерческой, а значит, заинтересована в получении прибыли. И если турфирма не собирается продавать туры в Ирак или другую `горячую точку`, можно сказать, что такой документ она получит без проблем.
Не нужно стесняться задавать вопросы представителям турфирмы, особенно если это касается отправки ребенка за границу. Полезен `допрос с пристрастием` о том, как давно фирма работает на этом направлении, сколько лет сотрудничает с конкретным лагерем, насколько квалифицированны люди, сопровождающие детей в поездке. Ответы менеджеров должны быть четкими и подробными.
Правило N 2:
дешево - не значит хорошо
Чаще всего, пояснил Сергей Корнеев, проблемы возникают именно с недорогими турами. Колебания цен на поездки допустимы в пределах 10-15% от уже устоявшихся на рынке. Если разница больше, это должно насторожить.
Нельзя ожидать высокого качества и от так называемых горящих туров. Если фирма несет убытки, она будет экономить как только сможет: автобус похуже, экскурсия без экскурсовода,
отряд в лагере без руководителя и так далее. Хотя, как показывает практика, турфирмы всегда четко рассчитывают, сколько могут продать путевок. Скорее это просто приманка для клиента.
Правило N 3:
послушай сарафанное радио
Известно, что это действует лучше всякой рекламы. В Интернете сейчас очень популярны форумы. Достаточно потратить всего пару часов за компьютером, почитать отзывы людей, и можно составить ясное представление о работе турфирмы, об условиях пребывания на том или ином заграничном курорте.
Есть еще один способ добычи информации - позвонить конкурентам. Если у коллег были проколы, о них обязательно расскажут. В противном случае просто промолчат.
Сегодня идут жаркие споры вокруг проекта поправок к Закону `Об основах туристской деятельности в Российской Федерации`. При этом все внимание специалистов обращено к проблеме финансовых гарантий для туркомпаний. А вот к разработке механизма защиты клиента (альтернативной лицензированию), кажется, еще никто не приступал. Однако Сергей Корнеев уверен, что такой механизм обязательно будет найден.
И конечно же к турфирмам, специализирующимся на детском отдыхе, внимание законодателей должно быть особое.
|