Президент АФК `Система` Александр Гончарук заявил, что в этом во многом виновато государство. В РФ наука пошла своим путем, а производство - своим. И теперь между ними - пропасть. Ученые накапливают изобретения и патенты. Но основная их часть оказывается не востребованной на внутреннем рынке. А спустя время на Западе появляются аналоги, на основе которых выпускают новую продукцию.
А. Гончарук уверен, что продукцию хай-тека в РФ способны выпускать только крупные корпорации. Правда, им сложно тягаться с западными конкурентами, которые располагают несоизмеримыми с ними ресурсами.
К сожалению, отечественный рынок высоких технологий еще не сформировался, а уже все командные высотки на нем заняты иностранными производителями. Приходится заниматься не столько инновациями, сколько импортозамещением. Иными словами, постоянно догонять.
Единственный способ прорваться - попытаться занять те ниши, куда еще не успели вклиниться западные компании.
В АФК `Система` нашли для себя такие. Именно туда сегодня и направляют $2 млрд инвестиций. Выходит, что соревнование в сфере идет не столько за свежие идеи, сколько за освоение новых ареалов сбыта.
Пока Российское государство не займется резервированием отдельных сегментов потребительского рынка для их освоения отечественными компаниями, инновациями там заниматься не будут. Потому что закупить товар за рубежом проще, чем выращивать новые технологии, скажем, в технопарках.
Аналогичные выводы вытекали из материалов презентации исполнительного директора по развитию газового бизнеса ОАО `ТНК-ВР Менеджмент` Виктора Вексельберга: государство призывали не раздавать директивы инновационному бизнесу, а управлять его развитием.
Опыт других стран показывает: чтобы контролировать рынок, необязательно надзирать за всеми звеньями технологических цепочек. Достаточно контролировать вершину холма, который не объехать и откуда хорошо просматриваются все близлежащие дороги. В США, например, государство полностью либерализовало рынок производства гелия, но оставило за собой позиции в сфере его хранения.
Другой существенный момент: государство должно заниматься информационным сопровождением крупных инновационных проектов. Как заметил президент `Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования` Кирилл Дмитриев, корпоративный маркетинг позволяет предприятию занять на рынке лишь узкую нишу сбыта, но не насыщает рынок новыми изделиями. И если рассчитывать только на нее, любой инновационный проект оказывается слишком затратным.
Насыщение рынка во многом зависит от макроэкономических факторов: только госполитика обеспечивает расширенный сбыт, что позволяет предпринимателям быстрее окупить расходы и вложить прибыль в новые проекты. Это же в РФ стимулирует, кстати, и развитие венчурного бизнеса.
С аналогичными проблемами сталкиваются и в ЗАО `Светлана-Оптоэлектроника`, где выпускают светодиодные лампы.
Без государственной поддержки российский рынок уже давно бы заполнили китайские аналоги. И не потому что они лучше, а потому что китайцы используют целую палитру инструментов продавливания российского рынка по межгосударственным каналам. А ведь чем шире сбыт, тем дешевле единица продукции. |