Коррупцию невозможно победить, пока бизнес в РФ не сформулировал для себя принципы морали и нравственности. К сожалению, российские предприниматели привыкли говорить только о деньгах.
Об этом сказал вице-губернатор северной столицы на заседании `круглого стола` `Санкт-Петербург. Инвестиционный бум`, который прошел в рамках XI Петербургского международного экономического форума.
Индикатор лояльности
Во время дискуссий представители власти и бизнеса попытались уточнить правила игры, при которых в Петербург удастся заманить новых инвесторов.
Одно из важных условий, как сказал гендиректор ОАО `ЗСД` Игорь Лукьянов, - совершенствование механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).
Основная проблема в этой сфере - применение закона о концессиях. Пока что каждый такой проект - уникальный и требует принятия постановлений Правительства РФ. Например, при строительстве Западного скоростного диаметра оно понадобилось, чтобы закрыть `белое пятно` в законодательстве, которое не предусматривает долевого финансирования проектов из бюджетов России и субъекта Федерации. Без этого нельзя даже провести конкурсные процедуры, назначить концедента (в данном случае в его роли выступил Росавтодор) и урегулировать расходы, связанные с землеотводом. Концессионерам нельзя использовать недра. Поэтому им нельзя самим разрабатывать карьеры для добычи, например, щебня. Возникают проблемы и при строительстве тоннелей: ведь, по сути, концессионеры вторгаются в запретную для них зону.
Между тем, как отметила управляющий партнер компании DLA Piper в Петербурге Ольга Литвинова, ГЧП - это индикатор, по которому иностранные инвесторы судят об экономике Российской Федерации: при его реализации хорошо видно отношение регулятора к бизнесу. Чем больше таких проектов в Петербурге, тем выше рейтинг города.
Теперь предстоит выйти на новый этап: научиться привлекать инвесторов не только в производственные, но и в инфраструктурные проекты, где риски выше, чем в промышленности; при неудаче в создании завода можно свернуть все `ноу-хау` и вывезти оборудование. А если строить автодорогу, тоннель или аэропорт, то государству в любом случае останутся хотя бы частично построенные объекты.
Инфраструктурные риски
Однако об инфраструктурных рисках говорили и предприниматели, которые вкладывают средства в производство. Сложно рассчитать, какие затраты у них будут завтра, когда дорожают жилье, энергоресурсы, транспорт и продовольствие.
Оказалось, если верить расчетам управляющего партнера ООО `Агентство развития и исследований в недвижимости` Игорю Горскому, то жилье в Петербурге становится доступным, если зарплата работника эквивалентна хотя бы $1,8 тыс. Тогда он может взять ипотечный кредит и приобрести скромную однокомнатную квартиру.
Иными словами, средним классом можно считать только тех, у кого зарплата равна стоимости 1 кв. метра типового жилья на вторичном рынке. Без создания солидной прослойки среднего класса нормального воспроизводства квалифицированной рабочей силы не обеспечить.
Однако при таком уровне зарплат многие проекты в Петербурге для иностранцев становятся менее привлекательными.
Если в северной столице хотят выйти на европейский уровень зарплаты персоналу, заметил гендиректор ЗАО `Моторола` Владимир Полутин, то правительство города должно искать способы компенсации части инфраструктурных затрат предпринимателям, которые значительно выше, чем в Европе. Скажем, разработать совместно с инвесторами программы подготовки кадров. Потому что сейчас уровень их подготовки деградировал.
Программистов вроде бы много, но каждого приходится переучивать, чтобы его уровень подготовки соответствовал международным стандартам. Это можно сделать, если, например, отрегулировать квоты по профессиям в вузах: увеличить долю бюджетного финансирования инженерных специальностей в стратегических для города секторах экономики и пропорционально сократить финансирование в сегменте гуманитарных профессий.
Перестанем друг друга обманывать
Прозвучали и другие пожелания: больше внимания уделять проектам в сфере малого бизнеса (в Петербурге нет того, что на Западе делается в рамках технопарков и бизнес-инкубаторов), увязать развитие саморегулирования в бизнесе с деятельностью государственных органов, включая таможню...
А если попытаться обобщить, то все предложения сводились к тому, чтобы сделать бизнес в Петербурге прозрачнее. Пока в нем живут по принципам `серой` морали: государство ищет способы, как бы `нагрузить` предпринимателя дополнительными обременениями, а бизнес - как бы пристроиться к бюджетной `кормушке` и обмануть государство. Это создает условия для коррупции и воровства.
Мнения экспертов
Сергей Глазьев,
депутат Госдумы РФ:
- На форуме меня приятно поразило, что первый вице-премьер РФ Сергей Иванов впервые открыто заявил о решимости проводить политику поддержки инвестиционной активности и в качестве стратегической линии выделил стимулирование инноваций и развитие реального сектора экономики. До этого подобные цели отступали на второй план. А вот выступление
Е. Гайдара разочаровало: среди экономических рисков он не упомянул главную угрозу - деградацию человеческого капитала. Наверное, потому что к этому привела, в первую очередь, нынешняя политика Минфина РФ. Она нравится международным финансистам. Но от нее не в восторге многие отечественные предприниматели.
Беспокоит и идея вложить пенсионные накопления в низкодоходные активы: надежными в Минфине РФ признают, по-видимому, только западные ценные бумаги. Отечественные пенсионеры от этого ничего не приобретут, зато таким способом в РФ помогут стабилизировать экономику западных стран.
Михаил Осеевский,
вице-губернатор Петербурга:
- В 2006 году интерес к петербургскому экономическому форуму заставил построить в Ленэкспо целый ряд новых объектов. Однако нынешний наплыв участников и гостей показал: места хватило не всем заявленным мероприятиям. Становится очевидным: городу необходимо строить еще больше подобных объектов. Вероятно, потребуется дополнительный конгресс-комплекс. Для подготовки и проведения нынешнего форума потребовалось более $15 млн, значительная часть из которых досталась петербургским подрядчикам.
Валерий Сердюков,
губернатор Ленинградской области:
- Петербургский экономический форум - не только площадка, где обсуждают глобальные проблемы. На нем еще российские регионы презентуют свои инновационные проекты. В частности, было что показать и Ленобласти, где значительную долю инвестиций в экономику вносят иностранные компании. А в целом в 2006 году инвестиции в основной капитал Ленобласти превысили 122,6 млрд руб. В 2007-м этот показатель намечено значительно увеличить.
Мария Чернобровкина,
исполнительный директор Санкт-Петербургского отделения
Американской торговой палаты в России:
- На форуме немало говорили о рисках, которые создают в РФ административные барьеры. Это серьзная проблема. Но решаемая. В этом убеждает пример Петербурга: по оценке инвесторов, правовое поле северной столицы - самое лояльное к ним в РФ. Здесь опираются на те возможности, которые открывает федеральное законодательство, шагнувшее вперед. Но при этом остаются в силе и устаревшие нормы.
Такая ситуация становится поводом для начисления штрафов. Но до этого обычно не доходит, потому что проще инспектору вручить конвертик с $200. Подобные `крючки` создают поле для поборов в российских регионах. Наивысших размеров они могут достигать при выделении земельных участков.
Алексей Зеленцов,
региональный директор по Северо-Западу России
компании Kelly Services:
- В РФ выгодно вкладывать инвестиции: есть доступ к природным ресурсам и энергии. Однако в последнее время расходы инвесторов возрастают: по ряду профессий в крупных городах, таких как Петербург, возникает дефицит кадров. А в субъектах СЗФО, наоборот, их избыток. При этом людям все сложнее выбраться на заработки в город.
Убыточно стало снимать квартиры при нынешних расценках, даже вчетвером - однокомнатную, как это делали раньше. Люди уезжают. А если не хватает работников, как в Петербурге развивать новые проекты? Демографические проблемы не сводятся только к стимулированию рождаемости.
Требуются взвешенная госполитика в сфере миграции населения, создание условий для повышения мобильности населения. Должна быть система тарифов эконом-класса на транспорте, нужно строить доходные дома для рабочих или предоставлять им служебное жилье.
|