Особую тревогу вызывает состояние Волго-Балтийского пути, который уже давно исчерпал пропускные мощности и сдерживает наращивание объемов речных перевозок. А если не привести в порядок шлюзы, то может возникнуть угроза безопасности плавания.
В ремонтный сезон путейцы ГБУ `Волго-Балт` занимались реконструкцией 6 шлюзов и части дамб, ограждающих канал. Одновременно были расширены судоходная трасса и отдельные элементы Верхнесвирского шлюза. Выполнили проектно-изыскательские работы, чтобы в 2006 году заняться реконструкцией конструкций Нижнесвирского шлюза и направляющих аппаратов Шекснинской ГЭС. Система шлюзов и комплекса гидроэлектростанций Волго-Балта взаимосвязаны. Гидросооружения также выполняют роль регулятора при весенних паводках: часть воды стравливают, чтобы не допустить затопления прибрежных территорий.
Однако для путейцев, как и для энергетиков, важно, чтобы с таким регулированием не переборщили: важно поддерживать определенный уровень воды в искусственной гидросистеме. Иначе турбины ГЭС будут работать вполсилы, а суда - следовать по Волго-Балтийскому пути летом недозагруженными из-за мелководья.
Минтранс РФ выделяет солидные средства для обеспечения безопасности плавания грузового и пассажирского флота. Их вкладывают прежде всего в создание системы централизованного управления движением судов ГБУ `Волго-Балт` и в улучшение системы ведомственной (бассейновой) радиосвязи.
Второй по значению на Северо-Западе РФ - Беломорско-Балтийский канал. В 2006 году реконструкция шлюзового оборудования продолжится. Будут выполнены, правда, лишь неотложные работы по реконструкции гидросооружений. Планы уточнят после исследований и разработки ТЭО реконструкции канала.
Финансирование реконструкции Северо-Двинской шлюзовой системы и водных путей Печорского бассейна, как видно из программ Минтранса РФ, ведут по остаточному принципу. Ведь нужны средства для латания прорех речных трасс в центральной части и южном бассейне РФ. Напомним, что в предыдущие годы средств, выделяемых из федерального бюджета, катастрофически не хватало. Привлечение внебюджетных ресурсов ограничивает российское законодательство. И многие планы по ремонту оказались не выполнены. В частности, не завершена реконструкция камер шлюзов Беломорско-Балтийского канала, не в полном объеме произведена замена затворов на шлюзах и насосных агрегатов. Это заставляет сомневаться в том, что первый этап программы модернизации внутренних водных путей в 2006-2008 гг. будет выполнен.
А ведь основная задача этого этапа - добиться безопасности единой глубоководной системы голубых дорог РФ. Иными словами, он не предусматривает восстановления судоходства по вспомогательным путям, которые из-за износа гидротехнического оборудования фактически выведены из оборота. Не идет речи и об увеличении пропускной способности внутренних водных магистралей. Главное - предотвратить сокращение доли используемых и оборудованных для круглосуточного судоходства трасс от всех внутренних водных путей РФ. Если в 2003-2004 гг. таких трасс была треть, то в 2005-м их доля снизилась до 24,4%, а на 2006-2008 гг. ее предполагалось стабилизировать на уровне 23,4%.
Проанализировав динамику роста финансирования на поддержание судоходства по рекам и каналам РФ и сравнив ее с ростом затрат бассейновых управлений, можно сделать неутешительный вывод: расходы на стройматериалы, запчасти и топливо для технического флота увеличиваются стремительнее, чем официальный уровень инфляции, на основании которого планировались бюджетные расходы. Кроме того, в них позабыли компенсировать выпадающие доходы путейцев после изменения законодательства РФ, по которому запрещено софинансирование федеральных проектов из средств субъектов Федерации. А это свыше 300 млн руб., которые направляли на содержание навигационного оборудования.
Заниженный уровень финансирования заставляет сомневаться, что в перспективе удастся поддерживать прежние параметры фарватеров и обеспечивать круглосуточное судоходство. В Минтрансе РФ в связи с этим настаивают на введении процедуры сбора платежей с судовладельцев за проход по рекам и каналам. В таком случае цены за перевозки стройматериалов могут увеличиться на 6%,
угля - на 1,7%, леса - на 0,9%, а нефти - на 0,5%.
Затраты на содержание внутренних водных путей РФ, млрд руб.
Год Затраты
2003 1,93
2004 2,83
2005 4,06
2006 4,79
2007 5,07
2008 5,39
Источник - Минтранс РФ
|