В развитие негосударственной медицины начинают поступать крупные инвестиции страховых компаний. Руководители и собственники последних рассчитывают, что эти вложения не только принесут прямую прибыль, но и позволят сократить неоправданные расходы.
Частным клиникам, которым не приходится рассчитывать на стратегических инвесторов, в такой ситуации остается только расширять предлагаемые услуги и выходить на рынки других регионов.
Инвестиции заработали
В середине марта в Петербурге открылась новая частная клиника UNIMED. Основным инвестором данного проекта стала группа компаний `Поддержка`, занимающаяся, в частности, страховым бизнесом. Объем инвестиций, как сообщил генеральный директор петербургского филиала страхового общества `Поддержка-Гарант` Николай Кондрашкин, составил около $1 млн, из которых четверть - привлеченные банковские кредиты.
Специализация UNIMED - эстетическая медицина и стоматология, то есть услуги, традиционно ориентированные прежде всего на частных клиентов. Тем не менее инвесторы проекта связывают большие надежды с привлечением корпоративных клиентов, в частности, из числа нынешних партнеров `Поддержки`.
Ряд крупных страховых компаний уже начал обзаводиться собственными медицинскими центрами. К примеру, `РОСНО` участвовала в создании многопрофильного комплекса `Компания `Медэкспресс`, `Росгосстрах` планирует создать сеть многопрофильных консультативно-диагностических клиник - первая уже работает в Сыктывкаре, а `ТИМ Ассистанс`, дочка `Ингосстраха`, открыл в столице центр `ТИМ клиник`, к которому, по имеющимся данным, уже прикреплены более 13 тысяч человек.
По этапам
В течение последних лет эта тенденция все явственнее прослеживается и в Петербурге. Принятая в городе концепция развития добровольного медицинского страхования предусматривает расширение участия страховых компаний непосредственно в развитии рынка медицинских услуг.
Показательным примером можно считать опыт компании `Капитал-Полис Согласие` (до 2005 года - `Капитал-Полис`), которая в 2001 году одной из первых в городе открыла на арендованных площадях собственный медицинский центр. На первом этапе он состоял из двух кабинетов семейных врачей, массажного кабинета и регистратуры. В 2003 году компания организовала свое стационарное отделение на базе Центральной медсанчасти N 122, а в 2004 году приступила к расширению медицинского центра уже в собственном здании. Инвестиции в проект составили, по информации компании, около $300 тыс., которые направили на ремонт помещений и закупку оборудования.
Одиночки
тоже расширяются
Еще одной весенней новинкой в медицинском мире Петербурга стало открытие новой клиники медицинского объединения `ОНА`. Эта частная компания, специализирующаяся на женском здоровье, теперь рассчитывает на расширение рынка за счет как дополнительных услуг (проект связан с набирающим популярность направлением antiage - `антистарение`), так и новых клиентов.
Впрочем, завлечь более-менее массового клиента модными новинками - задача из числа трудно решаемых. Чем дальше, тем очевиднее частные медики осознают, что рынок для себя надо активно формировать, а клиента - просвещать и выращивать.
- За границей есть страховые карты, полисы, которые стимулируют людей ходить на обследования. У нас этим занимаются только те, кто всерьез заботится о здоровье, - говорит директор клиники `ОНА` Марина Власова.
Пока же, по словам Марины Власовой, ее клиника сотрудничает с 36 страховыми компаниями, которые в сумме обеспечивают лишь около четверти оборота.
Впрочем, оборотная сторона трудностей, с которыми сталкивается медицинский бизнес, - его повышенная устойчивость. Та же `ОНА` начиналась около шести лет назад со стартовых инвестиций в $40 тыс., а сегодня смогла вложить только в оборудование для новой клиники около 300 тыс. евро.
`Был период, когда я из своих личных доходов платила сотрудникам зарплату`, - делится Марина Власова, которая уже раздумывает над продвижением своего брэнда в регионы. Очевидно, что эта задача окажется не по зубам предпринимателю-одиночке, поэтому просчитываются разные варианты, включая франчайзинговые схемы и различные формы партнерства.
Сетевое строительство
Очевидный интерес страховщиков к развитию собственных клиник и расширение одиночных проектов до крупных сетей можно назвать уже третьим за последние пятнадцать лет этапом в становлении новой структуры рынка медицинских услуг. Первый был связан с появлением крупных корпоративных медицинских центров - нередко государственных по форме собственности, пришедшийся на начало 1990-х годов. Второй, обозначившийся в начале текущего десятилетия, - с открытием первых частных лечебных учреждений с участием зарубежных инвесторов.
Для страховщика собственная клиника - возможность не только получать прямую прибыль, но и путь к экономии: в собственном медицинском центре весьма маловероятны необоснованное завышение счетов и другие махинации.
Как показывают различные маркетинговые исследования, к настоящему времени услугами платной медицины пользуются более 50% петербуржцев, то есть стереотип о том, что коммерческие услуги в данной сфере - удел богатых, следует признать безнадежно устаревшим. По данным городского Комитета по здравоохранению, сегодня в Петербурге действует почти тысяча частных клиник, правда, абсолютное большинство из них - около 700 - стоматологические.
Тем не менее налицо и оживление в других областях негосударственной медицины. При этом развитие частного сектора так или иначе способствует выходу из `тени` `серого` медицинского предпринимательства, процветающего в государственных больницах и клиниках. |