В 2005 году изменились некоторые законы, регулирующие потребительский рынок. Изменения отразились на работе отделов по защите прав потребителей в городах Северо-Запада. О том, чем пришлось заниматься специалистам этого отдела в Петрозаводске, рассказала его руководитель Валентина Абрамкова
- Нас удивило, что в 2005 году сократилось число жалоб на услуги ЖКХ, - поделилась В. Абрамкова. - Казалось бы, после ввода нового Жилищного кодекса РФ их могло быть больше. Ведь кодекс дает возможность гражданам предъявлять более высокие требования к обслуживающим организациям.
В том, что жалоб на услуги ЖКХ стало меньше, в отделе по защите прав потребителя считают есть несколько причин. Прежде всего, люди не слишком внимательно изучили новые законы и потому не требуют должного. Другая причина - конкуренция на рынке. Были упразднены ЖЭУ, появились управляющие компании, возникли новые формы управления домом.
- Раньше качеством работ представители ЖЭУ мало интересовались, - отметила Валентина Абрамкова. - Сегодня - другое дело.
Управляющие компании право на обслуживание городского жилья получают по конкурсу. И если люди будут жаловаться на какую-либо компанию, то шансов на победу у нее будет ничтожно мало.
Если нареканий на качество услуг ЖКХ становится меньше, то количество жалоб на бытовую технику растет. В основном потребителей не устраивает работа телевизоров, холодильников, мобильных телефонов.
- В 2005 году мы провели семинар для предпринимателей, торгующих такой техникой, - рассказала В. Абрамкова. - Ожидали, что после этого ситуация в торговле изменится, но пока этого не произошло.
Потребителей по-прежнему часто водят за нос. Купил человек `мобильник` с дефектом. Обращается в магазин с просьбой заменить некачественный товар, но телефон отправляют в Москву или Петербург, а потом возвращают отремонтированным. А ведь покупатель не просил ремонтировать телефон, он хотел приобрести качественный товар.
Часто случается, что продавцы, когда к ним обращаются с жалобами на новую технику, отправляют покупателя в сервисные службы. Это также не предусмотрено законом. В сервисные службы должны обращаться те, кто продает товар.
Вообще же жаловаться на некачественный продукт стали чаще. Правда, больше стали и покупать. Появилась возможность брать товары в кредит - и оборот магазинов, торгующих техникой, многократно вырос.
Немало жалоб поступает и на установку пластиковых окон. Зачастую производители не знают ГОСТов. Скажем, ГОСТ `Швы монтажных узлов, примыканий оконных блоков к стеновым проемам` нарушает большинство фирм. В итоге: у потребителя между стеной и окном образуются щели, человек не получает ту услугу и тот товар, на который рассчитывал.
Во многих спорных ситуациях на помощь покупателю приходят сотрудники отдела по защите прав потребителей. Но прежде всего нужно быть внимательным самому, чтобы потом не пришлось тратить время, силы, и деньги безрезультатно. |