На Западе при либерализации стальных магистралей государство отдавало частным компаниям в первую очередь убыточные трассы, чтобы стимулировать вложение в них инвестиций и развивать бизнес. В РФ почему-то поступают наоборот: частники растут, как грибы, на самых доходных направлениях. И самое привлекательное из них - главный ход страны Москва-Петербург. На него недавно поставили новый электропоезд повышенной комфортности, которым оперирует ООО `Пассажирские перевозки` (входит в группу `Северстальтранс`).
Точнее, поезд не совсем новый - это переоборудованная старая электричка, что обошлось инвесторам всего в 200 млн руб. В составе три типа вагонов: бизнес-класс, эконом-класс и второй класс. В ООО `Пассажирские перевозки` рассчитывают, что места в электропоезде будут постоянно заполнены, как минимум, на 90%. В таком случае уровень рентабельности эксплуатации подвижного состава оценивают в 15-20%.
Не исключено, что этот показатель может оказаться и выше. Ведь сегодня трудно понять, как в действительности складывается железнодорожный тариф, какова реальная величина инфраструктурной и вагонной составляющих. Можно предположить, что проект окупится достаточно быстро. Иначе зачем бы в компании торопились поставить на линию второй поезд?
Кроме того, сегодня подобные инвестиции в железнодорожный бизнес представляются рискованными: лишь недавно в Правительстве РФ подписали все распоряжения по формированию федеральной пассажирской дирекции ОАО `РЖД`. Еще до конца неясно, в каком объеме пассажирские перевозки будут дотировать из госбюджета. Не уточнены статус эксплуатантов пассажирских поездов, их права и нюансы доступа к сервисным услугам (ремонтная база, профилактика).
Впрочем, спешили не только в ООО `Пассажирские перевозки`. Кроме него еще раньше в рамках программы по улучшению сервиса на Октябрьской железной дороге - филиале ОАО `РЖД` - стартовало несколько совместных проектов с частными компаниями в сфере пассажироперевозок.
Тяга к главному ходу страны частников не случайна: еще бы немного, и коммерческих ниш на этом направлении не осталось. Их спокойно могло бы закрыть само ОАО `РЖД`, в котором, чтобы снять дефицит на поезда, курсирующие между Москвой и Петербургом, в 2005 году добавили на это направление фирменные поезда N 63/64 (`Две столицы`) и N 27/28. В частности, благодаря этим мерам в 2005 году в дальнем направлении со станций ОЖД отправились более 17,3 млн пассажиров (+3,9% к 2004-му). А пассажирооборот вырос еще больше - на 4,2%.
Частные перевозчики на Октябрьской железной дороге
Компания Направление Начало перевозок
ООО `Пассажирские перевозки` Москва-Петербург январь 2006 г.
ООО `Экспресс `Крюково-Москва` Москва-Зеленоград ноябрь 2005 г.
ЗАО `ТК `Гранд Сервис Экспресс` Москва-Петербург август 2005 г.
ЗАО `Окдайл` Петербург - Москва 2002 г.
(туристские перевозки) Москва - Новгород
Москва - Выборг |