Северо-Западный регион России может рассчитывать на достойное место на международной туристической карте только при наличии единого регионального брэнда. Благодаря ему обладающие огромным культурным и природным потенциалом Карелия, Новгородская, Псковская, Ленинградская области могут стать наконец узнаваемыми и привлекательными для российских и зарубежных туристов
Это мнение Эрика Хольма-Петерсена, ведущего эксперта проекта Евросоюза `Развитие туризма в Северо-Западном регионе России`, презентация которого прошла в Великом Новгороде. Озвученную экспертом идею, предполагающую продвижение региональных турпродуктов под одним брэндом, уже не раз обсуждали российские профессионалы турбизнеса как перспективную.
Очевидно, что в одиночку местному турбизнесу с этой задачей не справиться: чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, необходимо объединять ресурсы и возможности `необыкновенно гостеприимной, радушной, очень русской и одновременно очень европейской части России`.
Этого действительно не хватает региону, чтобы быть востребованным на рынке туруслуг, считает Эрик Хольм-Петерсен. По данным международных экспертов, на мировом туристическом рынке Северо-Запад России почти не известен или ассоциируется с плохим климатом, бедностью, низким сервисом и высокой преступностью. Неприглядное лицо нищей России, сформированное западными СМИ в середине 1990-х годов, остается таковым в восприятии потенциальных клиентов и крупнейших туроператоров. Отсутствие национального брэндинга и маркетинговой стратегии этот образ не меняет.
Отдав туризм в частные руки, государство уделяет ему минимум внимания на всех уровнях. Например, в Новгородской области, нацеленной на восстановление промышленного потенциала и привлечение иностранных инвестиций, на развитие туротрасли из областного бюджета долгие годы не направляли ни копейки. Небольшой сдвиг произошел в прошлом году, который был объявлен Годом туризма. Чтобы достойно представить Новгородскую область на международных туристских выставках, было выделено 300 тыс. бюджетных рублей.
В соседних областях ситуация с финансированием отрасли не лучше. И это при том, что, как подчеркнул председатель северо-западного отделения РСТ Сергей Корнеев, для продвижения регионального турпродукта на международный рынок ежегодно требуется не менее 3 млн евро.
На паритетных с российскими госструктурами началах помочь с финансированием готов Евросоюз, курирующий проект `Развитие туризма в Северо-Западном регионе России`. Зарубежные эксперты предлагают инвестировать эти средства в создание северо-западной организации по маркетингу и продвижению с головным офисом в Петербурге и организацию центров регионального туризма, инвентаризацию туристской базы региона, разработку межобластных маршрутов и в продвижение пока еще разрабатываемого единого брэнда туристского Северо-Запада с рабочим названием `Новые окна в Россию`. Его смогут использовать как регионы, так и туроператоры.
Что касается международной маркетинговой стратегии, то в краткосрочной перспективе (1-3 года) она направлена на завоевание рынков Германии, Италии, Великобритании, Финляндии и Польши. В рамках этой стратегии планируются ознакомительные пресс-туры для журналистов, поездки для представителей зарубежных туроператоров и турагентств, поддержка российских туроператоров в проведении промоакций, участие в крупнейших международных выставках ITB и WTM.
Мультипликативный эффект от реализации проекта ЕС
`Развитие туризма в Северо-Западном регионе России`
Направление Число Платежи Прибыль,
рабочих в бюджет, млн руб.
мест, тыс. млн руб. в год
Развитие объектов инфраструктуры 5,87 312 375
Развитие индустрии туризма и отдыха 17,64 233 322
Источник: экспертный отчет по проекту ЕС
`Развитие туризма в Северо-Западном регионе России` |