Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Металл становится небезопасным грузом - ЭиВ N 34 (571)
ТРАНСПОРТ
Металл становится небезопасным грузом
No. 34 (571) 12.09.2005
Борис УШАКОВ
В Международной федерации транспортников (ITF) готовы поддержать профсоюз докеров ОАО `Морской порт Санкт-Петербург`, который конфликтует с работодателями



`Морпорт СПб` прежним хозяином компании распродавался по частям. А то, что осталось от него, летом 2004 года приобрел Новолипецкий металлургический комбинат. Металлурги получили контрольный пакет акций, который давал им право контролировать 4 стивидорные компании.

- Ситуация достаточно банальная: новые владельцы не захотели продлевать колдоговор с докерами на прежних условиях. Их профсоюз не согласился на ухудшение условий работы. Тем более что руководство других стивидорных компаний, занимающихся грузоперевалкой на территории бывшего Ленинградского морского торгового порта, соблюдало традиционные договоры с докерами. Проблема в том, что новые владельцы порта, по-видимому, не слишком вникли в нюансы морского бизнеса и решили установить для персонала свои правила игры. Это и привело к трудовому спору, - прокомментировали ситуацию специалисты Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ), который, как и профсоюз докеров `Морпорта СПб`, входит в ITF.

Эксперты не случайно подчеркнули, что металлургам, взявшимся за непрофильный бизнес, следовало бы действовать осмотрительнее. Ведь им противостоял профсоюз, который доказал свое умение бороться за права наемного персонала и обладает опытом проведения забастовок. В частности, в 2001 году конфликт в `Морпорту СПб` едва не вылился в бессрочную забастовку докеров.

Особенность стивидорного бизнеса в том, что порт находится в двух сферах юрисдикции - российского и международного права. Точно так же, как и морской флот. Не случайно свой очередной семинар по обмену опытом 150 инспекторов ITF из 47 стран мира провели в Петербурге (с 5 по 9 сентября 2004 года). В прошлый раз он проходил на Кипре, а до этого - на Филиппинах. То есть в тех странах, где велика доля судов, которые зарегистрированы в оффшорных зонах - под `удобным флагом`.

Большинство судов российского флота также работает на международных маршрутах под `удобным флагом`. Крупные судовладельцы соблюдают правила ITF: на 50 судах действуют договоры общей стоимости экипажей (устанавливается минимальный фонд оплаты труда для экипажа, меньше которого платить зарплату нельзя) и на 170 - договор IBF. IBF - это группа специалистов, которая создана для переговоров между ITF и судовладельцами. При достижении между ними соглашения судно получает `голубой сертификат` - своего рода охранную грамоту, чтобы инспектора ITF не слишком досаждали судовладельцам проверками, которые могут задержать выход судов из морских портов. Такие сертификаты на мировом фрахтовом рынке выданы 3177 судам, работающим под `удобным флагом`, не считая нескольких сотен теплоходов Кореи и региональных судоходных компаний.

ITF следит за соблюдением прав моряков на судах под `удобным флагом`. Кроме того, следует учитывать международную солидарность моряков и докеров. Не все из коллективов последних втянуты в орбиту взаимодействия с ITF. Однако ключевые терминалы Запада - под контролем профсоюзов. И их федерация неуклонно расширяет зону своего влияния в развивающихся странах.

Генеральный секретарь ITF Дэвид Кокрофт к России особых претензий не имел. Тем не менее он не отрицал и существующих проблем, которые, правда, не выходят за рамки переговорного процесса. Например, владельцы Приморского морского пароходства долгое время отказывались от условий ITF. Но `тихих` мер, предпринимаемых международным профсоюзом, было достаточно, чтобы недавно в пароходстве были вынуждены заключать колдоговоры с экипажами на условиях ITF.

После семинара в Москве у руководителей ITF запланирована серия переговоров, о которых Д. Кокрофт предпочел не рассказывать. Конфликт с докерами `Морпорта СПб` - тоже в поле зрения руководства ITF, которое дало понять: если профсоюз докеров обратится в нему, то в помощи не откажут.

Методы воздействия на работодателей могут быть разные. Самые жесткие применялись при локаутах, которыми пытались ответить владельцы компаний на забастовки коллективов транспортных рабочих. Заметим, что до этого в последние годы доходит редко: на Западе стивидоры и моряки давно уже используют `мягкие` варианты акций протеста. Обработку и перевозку грузов полностью не останавливают и неудобств для большинства грузовладельцев не создают. Тормозят лишь отдельные партии товаров, стремясь нанести хозяевам максимально возможный ущерб.

Аналогично поступают и в Петербурге. В данном случае позиции владельцев `Морпорта СПб` особенно уязвимы: новолипецкие металлурги сильно зависят от экспорта металла на западные рынки. Причем им очень сложно удержать свои позиции из-за антидемпинговых законов в США и Европе. И металлурги не слишком задумываются о том, что теоретически ITF, например, способна договориться с профсоюзами этих стран для создания дополнительных барьеров для экспорта новолипецкого металла на Запад.

Правда, пока профсоюз докеров в Петербурге официально за помощью в ITF не обращался. Или во всяком случае о такой просьбе в письменном виде Д. Кокрофт данных не имел. А этика международных профсоюзов не позволяет им дуть на тлеющие угли. Потому конфликт в `Морпорте СПб` пока остается локальным. Тем не менее докеры, отстаивающие свои права, судя по всему, готовы к длительному противостоянию. И дальнейший ход событий во многом зависит от решений новолипецких металлургов.
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru