Российский рынок близок к переполнению кетчупами. Однако в нем остается несколько ареалов, где, по расчетам специалистов, можно добиться роста потребления соусов. Среди них - Северный Кавказ, Поволжье и Северо-Запад РФ
На Кавказе к шашлыку исстари подавали совсем другие приправы, например простоквашу с перцем, киндзой и чесноком, гранатовый и вишневый соусы - с базиликом и перцем. В Поволжье многие пользуются собственными приправами на основе перемолотых томатов.
На Северо-Западе конкуренцию кетчупу составляют маринады. А в Петербурге кетчуп потеснили соусы домашнего приготовления с добавками экзотических ингредиентов. Влияние на вкусы потребителей оказывает китайская и японская кухни. Потому именно в этих регионах производители кетчупов вынуждены усиленно внушать потребителям, что мясо без кетчупа - как праздник без застолья. И многие уже воспринимают некоторые виды кетчупа (шашлычный, чесночный) как чисто российскую приправу. Между тем для большинства европейцев кетчуп - такой же символ американского образа жизни, как гамбургеры и кола.
Всего в РФ выпускают в год около 200 тыс. тонн кетчупов и 340 тыс. тонн майонеза. В Петербурге по объемам потребления кетчупов лидирует продукция петербургского ООО `Балтимор-Холдинг`. Благодаря рекламе и развитой системе дистрибуции в компании к концу 2005 года планируют увеличить оборот до $120 млн (+15,6% к 2004-му) и выпускать в месяц до 500 тонн майонезных соусов, сравнявшись по этому показателю с другим крупным игроком - компанией Unilever (соусы Calve), которая занимает на рынке Северо-Запада третье место. На втором месте - ПГ `Петросоюз` (торговая марка `Пикадор`).
На рынке Северо-Запада появляются и новые игроки. Холдинг `ПомидорПром` продвигает свой кетчуп под маркой `Огородников` через сети магазинов Metro Cash&Carry и `Пятерочки`. Годовой оборот холдинга, в котором есть и петербургские акционеры (ИК `Эс-Пи Секьюритиз`, 15% акций), превышает $21 млн.
ОАО `Казанский жировой комбинат` (группа `Нэфис Косметикс`) раскручивает свои майонезы и соусы Mr.Ricco. В год комбинат выпускает 44 тыс. тонн майонеза и 14 тыс. тонн соусов.
Претендует на свою долю рынка в среднем ценовом сегменте ЗАО `ХАМЕ Фудс` (дочернее предприятие чешского АО `ХАМЕ` с суммарным оборотом 4,5 млрд руб. в год), которое также обзаводится своим производством во Владимирской области России.
Намерен расширить поставки своей продукции второй по величине производитель консервов в мире - французская компания CECAB. Однако потеснить российских предпринимателей она может только после строительства собственного завода в Краснодарском крае, где планируется взять в аренду еще и участок в 60 га для выращивания помидоров - там же, где расположено крупное производство `Балтимор-Холдинга`.
Петербургские предприниматели конкуренции не боятся. Но на всякий случай объявили о намерениях развивать новые виды бизнеса. В частности, выпускать не только фасованные овощи, но и брэндированную квашеную капусту, соленые огурцы, маринады, то есть осваивать тот сегмент рынка, который сегодня заполнен в основном `колхозной` продукцией.
На диверсификацию бизнеса могло также повлиять известие о намерениях компании H.J.Heinz (оборот $8,4 млрд в год) стать крупным инвестором `Петросоюза`. Американцы давно проявляли интерес к российскому рынку кетчупа, но их останавливало неудовлетворительное качество томатной пасты, изготавливаемой в РФ.
Сейчас, вероятно, найдено решение проблемы. В таком случае в `Петросоюзе` готовы вроде бы и продать свой бизнес по выпуску кетчупа. Однако покупателем может стать и другая западная компания. В любом случае перед инвестором стоит серьезная дилемма: выводить на рынок РФ заморские сорта кетчупа в сегменте `премиум` или раскручивать имеющиеся брэнды `Петросоюза`. От этого будет зависеть структура инвестиций.
Заметим, что сомнения американцев в качестве российских кетчупов разделяют и в Общенациональной ассоциации генетической безопасности, эксперты которой в марте заявили, что в отечественной мясоколбасной продукции присутствует трансгенная составляющая. Есть подозрения, что и в кетчупах содержатся вредные для здоровья вещества.
Рейтинг популярности различных сортов кетчупа
(% от всех опрошенных потребителей)
Марка или производитель Потребляют продукт Знают марку
`Балтимор` 63,6 78,9
`Пикадор` 21,3 48,3
Calve 13,3 46,5
`Моя семья` 10,6 39,6
Heinz 3,9 20,5
Uncle Ben`s 2,5 22,6
`Хан` 2,0 8,1
Источник: www.opb.ru |