Объединение - под крылом РЖД
О необходимости создания сети было заявлено в декабре 2004 года на коллегии Минтранса РФ. Ранее к предложениям железнодорожников представители других видов транспорта относились весьма сдержанно. У автодорожников развиваются свои технологии обмена данными и слежения за движением транспортных средств, где передача сигналов от автомобиля к диспетчерскому центру осуществляется по трем каналам - спутниковой, сотовой и УКВ-связи.
У моряков - свои системы с доминированием системы Глобальной спутниковой связи Inmarsat. Причем во ФГУП `Росморпорт` откровенно намекнули, что российские стивидоры будут недовольны любыми видами информационной экспансии ОАО `РЖД` в смежные виды транспортного бизнеса. Морские порты входят в зону регулирования не только российского, но и международного права. Потому стивидоры не могут перенимать те технологии, которые используют на российских стальных магистралях для обеспечения перевозок и переработки грузов. Им вполне достаточно, чтобы их информационные системы контроля за грузопотоками стыковались с железнодорожными.
Тем не менее в ОАО `РЖД` надеются протолкнуть ряд своих ИТ-решений на российский рынок в рамках общего для всех транспортников министерства. Для обоснования своей точки зрения железнодорожники из нескольких десятков определений понятия `логистика` выбрали то, что им больше всего импонирует: логистика - это `объединение разнородных подсистем, которые с разными собственными целями согласовывают цепочку с положительным системным эффектом`.
В ОАО `РЖД` считают, что нашли достаточно эффективные способы для такого `объединения`, а значит, именно их стоит положить в основу создания транспортных логистических центров. Иными словами, железнодорожники хотят продавать свои разработки всем, кто участвует в обслуживании смешанных цепочек грузоперевозок.
Безопасность систем - прежде всего
Компания `ТрансТелеКом` пытается расширить сотрудничество с Главным вычислительном центром Минтранса РФ. Однако пока оно основывается на энтузиазме специалистов центра. А в `ТрансТелеКоме` рассчитывают на выделение бюджетных средств и субвенций. В таком случае компания готова предложить достаточно мощные телекоммуникационные каналы. Частично эти услуги были востребованы при создании Минтрансом РФ опорных центров связи на речном транспорте для передачи по каналам `ТрансТелеКома` данных для МВД, МЧС и МИД РФ в рамках содействия антитеррористическим операциям.
Отсюда видно, что цели единой транспортной информсети выходят за рамки чисто логистических задач. В связи с этим в Федеральной службе по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК) полагают, что государство обязано обеспечить стыковку единой транспортной сети с федеральной системой мониторинга за надежностью и безопасностью народного хозяйства РФ. В частности, только в СЗФО в реестр занесено более 1,6 тыс. ключевых объектов, которые требуют контроля ФСТЭК.
ФСТЭК не безразлично, оборудование каких иностранных фирм используют в системах управления передачи данных. Дело в том, что некоторые из западных систем предусматривают скрытые каналы несанкционированного доступа. Например, в свое время при проверке МПС с одного из автоматизированных рабочих мест был осуществлен вход в базу данных о перевозке по стальным магистралям 48 тонн взрывчатых веществ с указанием станций отправки и назначения, номеров состава и вагонов.
В дальнейшем IP-сеть `ТрансТелеКома` была модернизирована, и теперь в ФСТЭК подтверждают, что ее можно использовать для передачи информации ограниченного доступа.
Надежда не только на бюджет
В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта считают, что единую сеть связи надо строить не только на бюджетные средства. Государство должно профинансировать лишь создание общей системы диспетчерских служб, которая объединит ресурсы различных транспортных ведомств с системой Федеральной службы (с ее 83 управлениями). Она необходима для оповещения о чрезвычайных ситуациях в режиме он-лайн. Причем тут нужны не только наземные каналы связи, но и спутниковые системы телекоммуникаций. И в этом плане интересные предложения поступают не только от `ТрансТелеКома`, но и от частных компаний.
Все, что касается построения логистических схем, - прерогатива самих перевозчиков и экспедиторов. Государству целесообразно участвовать в этих проектах в рамках государственно-частного партнерства. Ведь логистические центры могут предоставлять не только телекоммуникационный сервис операторам транспортного рынка, но и оказывать информационно-аналитические услуги федеральным структурам, которым по роду службы предписано координировать работу российской транспортной системы.
В Правительстве РФ полагают, что к участию в создании единой транспортной сети должны получить равный доступ все телекоммуникационные компании, которые готовы участвовать в развитии логистического сервиса в России, среди них операторы GPS-сетей, ЗАО `ГлобалТел` и `РосТелеКом`. Ведь перевозчикам и экспедиторам требуются не только мощные каналы для передачи баз данных, но и мобильные терминалы. Во всяком случае такой подход должен быть закреплен в концепции, которая сейчас разрабатывается в рамках подпрограммы информатизации с таким расчетом, чтобы попасть в бюджет 2006-2010 гг. |