Управляющий директор `Дженерал Моторс` по России и странам СНГ (ООО `Дженерал Моторс СНГ`) Уоррен П. Браун (на снимке) при недавнем визите в Петербург, связанном с его участием в IX Петербургском экономическом форуме, в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал о намерении компании расширить сеть автосалонов в городе на Неве
Сегодня ООО `Дженерал Моторс СНГ` представляет 5 брэндов: Opel (Германия), Saab (Швеция), Chevrolet (западная и российская сборка - Chevrolet NIVA), Cadillac и Hummer. Из них больше всего продается машин марки Opel. В ценовом сегменте от $10 тыс. до $25 тыс. (Chevrolet и Opel) автомобили General Motors имеют самую широкую линейку среди моделей, сертифицированных в России. Именно эта ниша на сегодня обеспечивает основную часть продаж рынка РФ. Однако значительную часть составляют и автомобили класса `премиум`.
В компании предъявляют высокие требования к дилерам. В Петербурге их выдержали две фирмы - `Мультимотор` и `Лаура`. Однако динамика продаж позволяет сегодня рассматривать Петербург и Москву как единый регион сбыта. Поэтому нового сборочного завода в Петербурге не будет - его построят в Тольятти для сборки Chevrolet NIVA. Зато в городе на Неве предполагается открыть дополнительные площадки для продаж автомашин.
Российский рынок привлекателен своим потенциалом роста. В течение нескольких лет в ООО `Дженерал Моторс СНГ` наметили удвоить количество проданных машин. Кроме того, прогнозируется, что в ближайшей перспективе структура сбыта может качественно измениться. Усилится его сегментация, потому что российские покупатели хотят иметь широкий выбор автомобилей - от сравнительно недорогих до `премиум` (от $45 тыс. до $80 тыс.) и `премиум-люкс` (не менее $80 тыс.).
Однако существуют две основные причины, которые сдерживают появление новых марок на российском рынке. Первая - качество топлива. Поясним, что предыдущий трехлетний план предполагал, что в РФ стандарт `Евро-2` начнет действовать уже в 2005 году. Но он не был выполнен. Сейчас в РФ разрабатывают технические регламенты, которые заменят устаревшие ГОСТы, ТУ, и намерены установить общие требования к технике, выпускаемой и эксплуатируемой на ее территории. Но пока нет даже проекта правил `О требованиях к выбросам вредных веществ колесных транспортных средств`. В лучшем случае стандарт `Евро-2` введут с 1 января 2006 года, `Евро-3` - с 2008 года, а `Евро-4` - с 2010-го. Между тем в странах ЕС `Евро-4` станет обязательным уже в 2005 году, а с 2008 года должен начать действовать стандарт `Евро-5`.
Двигатели машины стандарта `Евро-3` конструктивно не слишком отличаются от моделей типа `Евро-2`, на который переходят в РФ. При заправке не слишком качественным бензином у них быстро засоряются фильтры. И перед водителем встает дилемма: либо постоянно их менять, либо просто демонтировать. Подобные эксперименты с машинами `Евро-4` становятся рискованными, а с `Евро-5`, скорее всего, невозможны: придется заливать в бак бензин высокой степени очистки. Или двигатель выйдет из строя. Сейчас же на большинстве отечественных автозаправок не найти топлива, соответствующего классу `Евро-3`, а `Евро-4` даже и не поступает. Потому автодилерам приходится заказывать лишь те марки машин, которые способны выжить не только в российском климате, но и на отечественной бензиновой диете.
Вторая причина - уровень сервиса. И здесь руководство компании `Дженерал Моторс СНГ` не вполне удовлетворено теми, кто продает иномарки в России. Например, эксперимент, проведенный во время IX Петербургского экономического форума, когда для его участников был устроен тест-драйв двух машин - заднеприводного Cadillac CTS и седана-внедорожника Cadillac SRX, показал: спрос на автомобили в сегменте `премиум-люкс` явно недооценен. Однако для балансировки спроса и предложения требуется иной сервис: те, кто покупает супердорогую машину, не хотят потом получить головную боль с ее техобслуживанием и ремонтом. Потому вывод на российский рынок таких автомобилей - дело хлопотное. Тем не менее У. Браун надеется, что в этом сегменте рынка в РФ `кадиллак` приживется.
`Дженерал Моторс СНГ` на российском рынке продвигается достаточно успешно (чего, между прочим, не скажешь о западном рынке, где компанию сильно теснят конкуренты). У. Браун высказал удовлетворение тем, как развивается совместное предприятие с `АвтоВАЗом`. Однако пока не спешит с решением о строительстве завода по выпуску двигателей в Тольятти, проект которого оценивается в $400 млн.
Не менее оптимистично настроены и в компании BMW Russland Trading, которая располагает 33 дилерами в РФ, из них 9 - в Москве, где реализуется 65% продаж машин от всех по стране, 3 - в Петербурге (15% продаж от всех по стране). Директор отдела продаж BMW Russland Trading Оливер Хобитц считает, что сейчас самое время продвигать автомобили класса `премиум`, в котором флагманом продаж может стать
7-я серия BMW, несмотря на сильную конкуренцию в этом сегменте рынка.
Оживлением в классе `премиум` стремятся воспользоваться и другие компании - ООО `Фольксваген Груп Рус`, `Ниссан Мотор Рус`, `Тойота Мотор`, ЗАО `ДаймлерКрайслер Автомобили РУС` и `Форд Мотор Компани`. Кроме того, в него стремятся попасть некоторые азиатские производители, в частности некоторые модели машины Kia.
Основная борьба в этом классе в РФ разворачивается за корпоративных клиентов, которым требуются представительские автомобили. А менеджеры многих известных компаний, как это ни странно, в последние 2-3 года оказываются лояльными к азиатским моделям, которые по степени комфорта не уступают традиционным западным.
Остается добавить, что в основном компании, занимающиеся оптовыми закупками иномарок, сосредоточены в Московском регионе (84% от общего оборота ввозимых импортных машин). На втором месте - фирмы Северо-Запада (10%). |