Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Если каши съесть много, то можно и умереть` - ЭиВ N 20 (557)
ФИНАНСЫ
`Если каши съесть много, то можно и умереть`
No. 20 (557) 06.06.2005
Беседовала Любовь ШАБАЛИНА
По мнению некоторых ученых и политиков, назрела пора реструктуризации экономики. Но пока не обсуждается вопрос: за счет каких средств будут осуществлять крупномасштабные преобразования? Справятся ли банки с возросшей нагрузкой? Какие еще финансовые источники могут быть задействованы в процессе перехода к более прогрессивной модели экономики? Об этом наш корреспондент беседует с руководителем Северо-Западного регионального центра банка `Возрождение` Юрием Новиковым



- Юрий Игоревич, за последние 10-15 лет объем ВВП уменьшился многократно. Мы до сих пор не вышли на уровень того показателя, который был в 1987 году. Страну начинают относить к сырьевым придаткам индустриально развитых государств...

- Не надо забывать, что в начале 1990-х в Россию разрешили завозить импортные товары в неограниченном количестве, которые быстро потеснили отечественные. Произошло перераспределение капитала и трудовых ресурсов. В результате ряд отраслей стал разрушаться. А сырьевой сектор оказался наиболее конкурентоспособным. И банки формировались за счет этих новых секторов экономики.

- В последнее время ситуация меняется. Появляются успешно развивающиеся отрасли. Сыграли ли банки в этом свою роль?

- Сегодня прогресс наблюдается в таких отраслях, как нефтегазовая, металлургия, связь, лесозаготовительная, целлюлозно-бумажная, рыболовство. Но развиваются они, как правило, на внешних займах, более дешевых, чем те, что дают российские банки. Даже если банк входит в ФПГ, уверен, что он тоже много занимает за рубежом. С одной стороны, хорошо, что есть движение вперед, но с другой - успешные корпорации остаются за бортом обслуживания отечественных кредитных организаций. А, к примеру, легкая промышленность не может воспользоваться дешевыми кредитами. Предприятия этой отрасли закрывают. В Петербурге швейные фабрики и объединения загружены на 20-30%, и не потому, что у них слабые кадры, а поскольку работать в полную силу экономически невыгодно.

- У нас происходит усиление роли государства в экономике. Почему не поддержать угасающие отрасли?

- Согласен. И для этого не потребуется много денег. Россия ежегодно ввозит импорта примерно на сумму $80-90 млрд, из которых 60% - оборудование, металлы, а остальное - продукты питания и ширпотреб. На легкую промышленность приходится $15-20 млрд. Если государство вложит в эту отрасль хотя бы $2-3 млрд, то продукции будет выпущено на сумму, сопоставимую с импортом. И плюс ко всему перечисленные в бюджет налоги, включая и социальные.

- Как вы считаете, есть ли смысл возрождать ВПК? Работает ли ваш банк с оборонными предприятиями?

- В США военный бюджет зашкаливает за $400 млрд. А с учетом бюджетов смежных министерств сумма колоссальная. Производство вооружения дает импульс для развития мирных технологий. В СССР был тот же принцип работы ВПК, с той лишь разницей, что не хватало оборотного капитала, чтобы в массовом порядке выпускать ширпотреб.

Судя по нашему банку, заказы ВПК сегодня востребованы. Конечно, сравнивать с оборотами, которые были в 1980-1990-е годы, бессмысленно, но оживление есть, причем на предприятиях не только Петербурга, но и Мурманска, Петрозаводска. Сегодня ВПК стабильно финансируется Минобороны, поэтому особой потребности в кредитах у наших клиентов нет.

- Почему бы на нужды экономики не направить средства Стабилизационного фонда? Многие ученые и политики поддерживают это предложение.

- Надо конкретно оценивать обстановку. С одной стороны, есть потребность производства в деньгах, а с другой - у нас нет механизмов в экономике, которые бы способствовали освоению таких огромных средств. Деньги сами по себе ничего практически не стоят, это фантики, с помощью которых что-либо создается. США имеют большой долг, тем не менее экономика там развивается нормально. Конечно, $200 млрд давят, но если их положить в банки под 5-7% годовых, то они их просто разрушат. Если каши съесть много, то можно и умереть.

- Осенью заработает система страхования вкладов населения. Может ли это каким-то образом изменить расстановку сил на ритейловом рынке?

- Перемещения из банка в банк могут происходить. Но этот процесс сойдет на нет, после того как ставки в наших и западных банках сравняются. Тогда разница в процентах окажется настолько мизерной, что перевод средств станет просто бессмысленным. Бояться надо иностранных банков, которые превосходят наши по капиталу, а значит, и по надежности. Правда, они больше заинтересованы в состоятельных клиентах, а не в мелких.

Конкурировать же со Сбербанком нет смысла. Для того чтобы создать ему альтернативу, надо располагать большими средствами, дабы открыть отделения в каждом городе и поселке. Те, кто заявляет о своем намерении выйти на уровень Сбербанка, на мой взгляд, занимаются шапкозакидательством. Можно, конечно, переманить 5-10% клиентов, но кардинально изменить ситуацию невозможно, если только не будет давления сверху.

- Как вы оцениваете положение в банковской системе? Нет ли признаков надвигающегося кризиса?

- Все тихо и спокойно. Были волнения в строительном бизнесе в преддверии принятия Закона о долевом участии. Ожидалось резкое изменение цен. Но после того как закон вступил в силу, все страсти улеглись. В торговле осенью прошлого года тоже возникло напряжение в связи с удорожанием энергоносителей и колебанием курса валют, пока оно не снято. У некоторых компаний снизились обороты, но массового закрытия счетов нет.

- И все же, возвращаясь к заданной теме: потянут ли наши банки намечаемую реструктуризацию экономики?

- В мире сложились транснациональные компании, которые обслуживают отрасли, предприятия которых разбросаны по всему свету. Эти предприятия строят с учетом стоимости сырья, рабочей силы и капитала. Российские товары, за редким исключением, с производимыми транснациональными компаниями конкурировать не могут. И потом, капитал наших банков пока не позволяет создавать современные производства с полным технологическим циклом, продукция которых могла бы превосходить ту, что уже выпускается в мире.

Если в начале XX века для создания одного рабочего места требовалось вложить около $10 тыс. в основные фонды, то сегодня надо уже до $10 млн, а на предприятиях высокотехнологичных отраслей и более.
Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru