За последние два года на рынке хлебобулочных изделий произошли весьма серьезные изменения. Все они носят скорее негативный характер и на пользу потребителю не идут. Зато лидеры рынка повышают свою капитализацию и вживаются в роль настоящих промышленных гигантов
По данным Ассоциации хлебопеков Санкт-Петербурга, в апреле 2005 года общее суточное производство хлебобулочных изделий на специализированных заводах города составляло 750-770 тонн, а с учетом мелких пекарен - 800 тонн. Последняя цифра достаточно приблизительна.
Игроки на хлебобулочном рынке остались прежние, но их доли существенно перераспределились (см. таблицу). За последнее время объемы производства смогли увеличить только два из двадцати городских хлебозаводов - `Хлебный дом` и `Каравай`, которые теперь в совокупности покрывают более половины потребности Петербурга в хлебе (для сравнения: три года назад это было не под силу даже трем лидерам). Налицо ярко выраженная тенденция к монополизации рынка.
Все остальные участники рынка теперь относятся к группе средних предприятий. На них произошло существенное сокращение производства. Самая большая потеря тоннажа произошла на `Дарнице` - 40 тонн в сутки, а самое большое сокращение рыночной доли (более чем в 2 раза) - на `Кушелевском` и `Смольнинском` хлебозаводах.
Причин свертывания производства может быть несколько, но самая главная среди них, по мнению исполнительного директора Ассоциации хлебопеков Санкт-Петербурга Александра Зорина, это отсутствие у большинства заводов прочных связей с сетевой торговлей. `Сети склонны привязываться к определенным производителям, способным предоставлять большие скидки, а это, в свою очередь, могут делать только те, у кого низкая удельная себестоимость продукции. Они в основном и представлены в сетях`, - пояснил А. Зорин.
Однако низкая удельная себестоимость не может быть обеспечена при небольших объемах производства. Получается замкнутый круг большого производства, больших скидок и больших продаж, разорвать который на постоянно сужающемся рынке невозможно без привлечения крупных инвестиций со стороны. Но их время в хлебопекарной отрасли закончилось несколько лет назад.
`Сейчас ситуация такова, что далеко не всегда рынком востребовано именно лучшее качество, - продолжил А. Зорин. - Сложившаяся бизнес-культура требует любой ценой заработать прибыль, поэтому торговля работает с теми, кто дает наибольшие скидки и вкладывается в продвижение брэнда. А культура потребления такова, что население относится к качеству хлеба довольно равнодушно. В результате некоторые небольшие предприятия не могут продвинуть на рынок свою продукцию, какой бы качественной она ни была`.
Небольшим хлебопекарням остается надеяться только на рабочую группу, созданную КЭРППиТ администрации Петербурга в марте 2005-го для того, чтобы отрегулировать механизмы взаимодействия розничных торговых сетей с поставщиками. Главная ее задача, по мнению хлебопеков, остановить ценовую дискриминацию на рынке при поддержке управления ФАС по Петербургу и Ленобласти.
Под дискриминацией представители хлебопекарных предприятий понимают известный факт, когда несетевые магазины получают от заводов хлеб по такой цене, по какой сети имеют возможность торговать им в розницу. `Это экстремальная форма ценовой дискриминации, - предостерег Александр Зорин. - Когда она будет устранена, заработает нормальный здоровый рынок. Пока ценовая конкуренция неминуемо отражается на качестве продукции. Только когда торговля начнет искать не дешевый продукт, а качественный, потребитель сможет его получить`.
Среднесуточный объем производства на крупнейших хлебозаводах
Петербурга и их рыночные доли (март 2002-го и апрель 2005 года)
Предприятие Апрель 2005 года * Март 2002 года**
Пр-во, Рыночная Место Пр-во, Рыночная Место
тонн доля тонн доля
ОАО `Хлебный дом` 250-252 32,0% 1 190 23,0% 1
ОАО `Каравай` 170 21,0% 2 150 18,0% 2
ОАО `Хлеб` (ТМ `Дарница`) 65 8,0% 3 105 12,0% 3
ОАО `Хлебозавод `Заря` 59 7,4% 4 80 9,5% 4
ОАО `Арнаут` 43 5,4% 5 55 6,5% 7
ОАО `Пекарь` 40 5,0% 6 60 7,0% 6
ОАО `Кушелевский хлебозавод` 30-32 3,8% 7 64 7,5% 5
ОАО `Сестрорецкий хлебозавод` 23 2,9% 8 35 4,0% 9
ОАО `Смольнинский хлебозавод` 14-15 1,9% 9 40 4,5% 8
* - По данным Ассоциации хлебопеков Санкт-Петербурга.
** - По данным компаний (март 2002 г.).
|