По оценкам PriceWaterhouseCoopers, если в 2003 году новых иномарок в РФ было продано не более чем на $6,5 млрд, то в 2004-м - на $9 млрд. Хорошо продавались не только дешевые, но и дорогие модели класса `люкс`. Так, если в 2003 году было продано всего 8 автомобилей Bentley, то в 2004 году - 90 штук (рост на 125%); Cadillac в 2003 году купили 40 человек, а в 2004 году - 211 (рост на 428%). Начали продаваться такие машины, как Lancia и Rolls-Royce.
В других сегментах тоже наблюдался ажиотажный спрос. Почти в 5 раз выросли продажи Mazda, в 3-4 раза - Nissan и Hyundai. Да и остальные лидеры рынка - Toyota, Ford, Daewoo, Mitsubishi - увеличили продажи на 70-90%. В целом рост составил 83%, по сравнению с 75% в 2003 году.
Было продано более 350 тысяч новых автомобилей иностранного производства. Причем если в 2003 году к лету у многих дилеров машин стало не хватать, то в 2004-м к такой ситуации были готовы. К лету квоты на новые машины с заводов были увеличены, и компании смогли удовлетворить ажиотажный спрос.
Увеличилось и число марок с высокими продажами. Если в 2003 году только три лидера продавали более 20 тысяч машин, то в 2004-м пять фирм смогли продать по более чем 30 тысяч машин каждая, а Hyundai, который вполне можно назвать маркой года, продал 50 686 автомобилей. Этого ошеломляющего результата компания добилась в основном за счет того, что был построен новый завод в России. Hyundai Sonata, которую начали собирать в Таганроге весной, увеличила продажи в 11,3 раза.
Хорошо работал и импортер Hyundai `Карнэт-2000`; активно развивалась сервисная сеть. Все это позволило корейской компании выйти с 5-го на 1-е место.
Прежний лидер, Toyota, сдал позиции именно потому, что пока нет местного завода. Однако ее дилеры оказались наиболее эффективными: на каждого из них приходится по 2500 проданных автомобилей. Причем хорошо продавалась не только экономичная Corolla, но и Camry, и Lexus. За счет Ford Focus, который собирают на заводе в Ленобласти, `выехал` на 3-е место и Ford.
Сильно - в 5 раз! - `подросла` Mazda: на нее записываются в очередь чуть ли не на год, спрос был таков, что в конце 2004-го Mazda Motor Europe приняла решение создать в России свой офис. А вот Daewoo, по мнению специалистов, долго в лидерах не продержится. Хотя в 2004 году ее продажи также выросли, узбекско-корейская модель оказалась на 6-м месте вместо 4-го: у Daewoo хуже развита региональная дилерская сеть, и она хуже справляется с пред- и послепродажным обслуживанием машин, что в условиях высокой конкуренции приводит к потере потенциальных покупателей.
Отстали от лидеров Peugeot и Skoda - из-за того, что в компаниях цены считали в евро, а евро в течение осени 2004 года сильно укрепился по отношению к доллару.
Предпочтения российских потребителей в 2003-2004 гг. несколько изменились и стали ближе к традиционному выбору европейских потребителей. Так, если раньше в дорогом сегменте главным критерием выбора был престиж, то теперь - удобство и безопасность. В целом итоги 2004 года по продажам иномарок превзошли самые оптимистичные ожидания аналитиков.
Причин такого быстрого роста может быть несколько. Среди них называют улучшение благосостояния среднего класса в крупных и средних городах, а также бум на рынке потребительского кредитования.
Однако есть и другая сторона дела. В 2004 году наблюдался явный кризис доверия к банкам; на российском фондовом рынке тоже было беспокойно. Не лучшее время для того, чтобы сберегать средства. Отчасти именно поэтому люди стали покупать новые иномарки: старые и отечественные модели ни в коей мере не могут считаться инвестициями.
Что ждет рынок иномарок в 2005 году? Большинство экспертов прогнозируют некоторое замедление темпов роста продаж. Рынки Москвы и Петербурга близки к насыщению, и лидером 2005-го станет тот, кто сможет лучше развить дилерскую сеть в регионах. Среди возможных фаворитов называют и Ford, и Hyundai, и Chevrolet, который купил заводы обанкротившейся Daewoo, и Renault, который запустит в Москве производство `народного` автомобиля Logan. Так или иначе, конкуренция на рынке усилится, и большинство иностранных компаний уже приготовилось к новому этапу борьбы за российский средний класс. |