В компаниях продовольственного сектора пришли к выводу о необходимости создать ассоциацию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которая бы отстаивала их интересы и вела конструктивный диалог с властью различного уровня
Необходимость в создании такой организации давно назрела - ведь предприятия продовольственного комплекса, доля которых в общем объеме промышленного производства Петербурга только за прошлый год составила 33%, имеют достаточно много проблем, которые до сих пор им приходилось решать поодиночке.
Пищевиков обижают все подряд: на федеральном уровне ограничивают возможности пивоваренных компаний и участников алкогольного рынка, региональная власть не защищает местных производителей от экспансии продуктов питания извне, городские торговые сети ограничивают возможности реализации через их торговые точки. Объединение предприятий продовольственного сектора в ассоциацию может облегчить участникам продуктового рынка решение этих и других проблем.
Для организации ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности создана рабочая группа, в состав которой вошли генеральный директор `Петмола` Валентин Поляков, гендиректор `Петербурженки` Александр Вихорев, глава `Масложирового комбината Санкт-Петербурга` Григорий Забровский, глава СПП города Вахтанг Ковешников, президент Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев и представители КЭРППиТ.
Производство растет
Сегодня продовольственный комплекс Петербурга представлен 19 основными отраслями, включающими в себя около 120 крупных и средних предприятий и более тысячи малых производств, специализирующихся на выпуске продуктов питания. Почти все предприятия комплекса приватизированы и имеют частную форму собственности.
За 2004 год объем производства предприятий `пищевки` составил 107,9 млрд руб., увеличившись, по сравнению с 2003-м, на 7,8%, а по сравнению с 1990 годом - на 61,2%. При этом наибольший рост в прошлом году был достигнут предприятиями макаронной отрасли - на 26%, рыбной - на 24,4%, винодельческой - на 21,7% и мясной - на 17,7%, а лидером в общем объеме пищевой промышленности стала пивоваренная отрасль, которая выпустила 25,3% общего объема производства петербургской `пищевки` (для сравнения: табачно-махорочная - 20,4%, хлебопекарная - 7,8%).
Индустрия продовольствия является одной из основных бюджетообразующих составляющих экономики города: из десяти крупнейших налогоплательщиков Петербурга пять - это предприятия пищевой промышленности.
Наиболее успешно развиваются предприятия, осуществляющие инвестиционные программы по модернизации и расширению производственных мощностей. Так, за 9 месяцев 2004 года инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий продовольственного комплекса Петербурга составили 4,6 млрд руб., или 38% от всех вложений в основной капитал промышленности города.
А реализация хромает
Реализацию пищевой продукции чаще всего осуществляют либо через сети фирменной торговли компаний, либо через городские предприятия оптовой и розничной торговли.
Казалось бы, острого дефицита в торговых сетях, специализирующихся на продаже продуктов питания, в городе не ощущается (в Петербурге работает более 4 тыс. стационарных предприятий розничной торговли, 600 предприятий оптовой торговли, 90 рынков и торговых зон), а значит, пищевики не должны испытывать сложностей с реализацией своей продукции. Однако это далеко не так, и расширение в городе сетей магазинов-дискаунтеров (`Копейка`, `Пятерочка`, `Дикси`), гипермаркетов (`О`Кей`, `Лента`) и супермаркетов (`Перекресток`, `Мегамарт`) не облегчает проблему сбыта, которая остается важнейшей составной частью развития предприятий продовольственного сектора.
С одной стороны, развитие торговых сетей на территории города должно способствовать увеличению объема продаж местных производителей - сейчас пищевые предприятия реализуют через городские торговые сети в среднем до 20% выпускаемой продукции.
С другой стороны, зачастую предприятия, производящие пищевую продукцию, особенно средние и мелкие, не имеют возможности продавать свои изделия через торговые сети, поскольку не могут преодолеть барьер жестких и не всегда оправданных условий, выставляемых менеджментом сетевых торговых организаций. Например, помимо 5-10%-й скидки с оптовых цен, которую предприятия предоставляют торговым сетям, с них могут дополнительно потребовать арендную плату, плату за товарные позиции, плату за `вход товара` в каждый из магазинов сети.
Практически каждая из сетей вводит какие-то дополнительные условия. Условием может быть и размер финансовых активов предприятия, и проведение рекламных акций, и прием на реализацию только раскрученных брэндов. Такая система не способствует продвижению на рынок продукции мелких предприятий или новых групп товаров.
Минимальные зарплаты
Помимо проблем с реализацией, сдерживающим фактором для развития предприятий продуктового сектора является еще и недостаточная платежеспособность населения: ведь в Петербурге большой удельный вес населения пенсионного возраста с доходами ниже прожиточного минимума. Отсутствие достаточных средств у населения тормозит рост производства и ограничивает расширение ассортимента предприятий `пищевки`.
Сейчас правительство Петербурга разрабатывает городской закон о введении минимального размера оплаты труда, величина которого не должна быть меньше прожиточного минимума, что будет способствовать повышению покупательной способности населения.
Однако проблема низких зарплат актуальна и для самих предприятий продовольственного комплекса. Хотя средняя оплата труда по отрасли сейчас составляет около 13 тыс. руб., в `пищевке` еще много компаний, которые выплачивают своим работникам официальные зарплаты ниже прожиточного минимума, а остальное платят черным `налом`. Так, например, средняя зарплата в компании `Невские берега` составляет 1,5-2 тыс. руб., столь же низкий уровень оплаты труда зафиксирован еще на 12 предприятиях продовольственного комплекса. Такое положение остается одной из причин дефицита квалифицированных рабочих кадров, от чего страдает большинство предприятий `пищевки`. |