Во всяком случае таких темпов роста выпуска пенного напитка, какой наблюдался в 2004 году (842-852 млн дкл пива, +12% к 2003-му), достичь уже не удастся. Ожидается снижение темпов роста, по крайней мере, вдвое. Правда, следует иметь в виду, что в 2004-м рост рынка обеспечен в основном двумя производителями - ОАО `Балтика` (+23%) и Sun Interbrew (+22,3%), часть продукции которой поставляется на экспорт. И если экспансия, скажем, `Балтики`, в страны СНГ продолжится, то не исключены и более высокие показатели.
По данным Союза российских пивоваров, доля пивных марок класса `премиум`, которые были особенно популярны в 2003 году, в 2004-м сократилась до 21,5% от всех продаж. В России стали больше потреблять дешевые сорта: их доля достигла максимума за последние несколько лет (13,9%). Исключение составили лишь средние по ценам премиум-марки пива: их стали больше потреблять в крупных городах страны.
Наверное, такая тенденция подтолкнула ряд зарубежных компаний разместить выпуск части своих брэндов в РФ. В частности, в компании Heineken планируют разливать в Петербурге не только пенную продукцию под логотипами Heineken, Lowenbrau, Guinness, но и пиво второй по популярности в Европе марки - Amstel. Оно может оказаться самым дешевым лицензионным сортом пива в РФ.
Заметим, что выпуск ирландского пива марки Guinness в Петербурге снизил его стоимость для российского потребителя вдвое по отношению к импортному.
Лидеров по продажам в ближайшие годы будут во многом определять по уровню развития сбытовых сетей. Те, кому это не под силу, будут сбавлять обороты, что уже видно на примере МПБК `Очаково`, руководство которого решило диверсифицировать часть бизнеса и увеличить доли выпуска крепкого алкоголя и вин. На это ориентирована новая система дистрибуции и продаж вина и слабоалкогольных коктейлей. На этих рынках до 2010 года прогнозируется стабильный рост спроса, продажи могут увеличиваться на 2-3%.
Смещение акцентов при конкуренции в сторону дистрибуции влечет за собой реструктуризацию сбытовой политики производителей пива. В частности, к началу 2005 года крупнейшие пивоваренные компании резко сократили количество дистрибуторов. Условия им ставят все жестче, что в конечном итоге способно превратить их в зависимые от пивоваров фирмы, специализирующиеся на доставке продукции потребителям. В частности, `Балтика` отказалась в Москве сотрудничать с дистрибуторами своего основного конкурента - Sun Interbrew. Аналогично намерены поступить и другие производители.
Таким образом, постепенно отстраивают разветвленные логистические цепочки распространения определенных марок пива, которые в ближайшей перспективе будут опираться на сеть `хабов` (складов-распределителей), откуда товар будут доставлять в торговые сети. В первую очередь они появятся в Москве и Петербурге, где доля сетей в суммарных розничных продажах оценивается соответственно в 29% и 36%.
Параллельно расширяются сети фирменных пивных. Первыми появились сети `Тинькофф`. Затем в этот бизнес включилась компания Sun Interbrew. А теперь и `Балтика`. Причем сети открывают не только в России, но и за рубежом. Например, в Глазго в конце 2004 года открылся первый из пабов `Балтики` под вывеской Stavka.
Агрессивный маркетинг, по сути, отсекает от самых емких рынков сбыта малые компании, количество которых в результате сократилось до 120 против 251 в 2000 году. Оставшиеся на плаву пытаются бороться сообща. Так, пивовары Коми края потребовали от Правительства РФ принять программу в защиту российских производителей, которые в нынешних условиях не смогут конкурировать с компаниями, где доминирует иностранный капитал. В ОАО `Пивоваренный завод `Сыктывкарский` считают: это приведет к тому, что все российское пиво будет на один вкус - напиток, приготовленный по западной технологии ускоренного брожения с добавлением ферментов и стабилизаторов. |