- На нынешнем этапе развития пенсионного рынка ключевой фактор - доверие потенциальных клиентов к той или иной пенсионной системе.
Мы с самого начала для себя решили, что деятельность корпоративной пенсионной системы, вводимые пенсионные планы будут широко освещать, в ходе их реализации будут проводить консультации с профсоюзными организациями, советами ветеранов предприятий. Создали попечительский совет. Всех работников мы разделили на пять категорий. Первая категория - ветераны. Пенсии им будут выплачивать в соответствии с уже существующим порядком.
Вторая категория - наши работники, которые изначально не имели накопительной части пенсии, и которым до пенсии осталось 8 лет и меньше. Они будут получать дополнительную пенсию по нефондируемым либо по частично фондируемым программам. Выплату пенсий этим двум категориям работников будут осуществлять преимущественно за счет средств работодателя.
Третья категория - работники старше 37 лет, то есть те, за которых с 2005 года мы лишены права платить обязательные пенсионные взносы для формирования накопительной части пенсии. Как правило, это наиболее высокооплачиваемая категория работников, которые в состоянии самостоятельно или с помощью работодателя сформировать дополнительные пенсионные накопления. И вот эту категорию мы однозначно будем переводить на фондируемые схемы.
Четвертая категория - люди до 37 лет. По этой категории мы уплачиваем страховые взносы и формируем накопительную часть пенсии. Потенциально этим работникам доступны и программы дополнительного пенсионного обеспечения, но, похоже, в силу разных причин они будут не очень востребованы, во всяком случае в ближайшее время.
Скоро, очевидно, появится и пятая категория - работники, охваченные профессиональным пенсионным страхованием и имеющие право на льготные пенсии. В компании таких более 50% от общего числа занятых.
Учитывая долгосрочные тенденции рынка, мы считаем, что перенос ответственности за пенсионное будущее работника с государства на работодателя неизбежно потребует формирования сбалансированной пенсионной инфраструктуры, которая в состоянии стабильно обеспечивать необходимые пенсионные выплаты, зависящие от работодателя.
Деление работников на категории как раз на это и направлено. Теперь задача любой КПС - сделать так, чтобы работники имели возможность накопить пенсии с помощью работодателя, но при этом чтобы пенсионные программы не становились обузой для экономики предприятий.
В конце 2004 года произошли некоторые изменения в законодательстве, регламентирующие режим налогообложения при ведении деятельности по пенсионному страхованию. Но там не идет разговор о стимулировании - только о приведении налогового регулирования пенсионного рынка в соответствие с основными законами и здравым смыслом. Между тем усилилась неопределенность порядка налогообложения счетов дополнительного пенсионного обеспечения. Никаких официальных разъяснений по произошедшим изменениям пока нет, регламентов работы - тоже. Зато усилилась роль налоговой инспекции, которая будет оценивать правильность или неправильность налогообложения по пенсионным счетам. Как и годом ранее, отсутствуют основополагающие документы для ведения деятельности по обязательному пенсионному страхованию.
Другая архиважная проблема - информирование населения об основных целях, параметрах реформы. Не надо никого агитировать: сейчас главная задача - заставить любого человека думать о том, что пенсия - это его обязанность. Названия конкретных пенсионных компаний, фондов - вопрос второй.
Наблюдается полное незнание того, что этот рынок существует - раз, что на нем огромное количество возможностей - два, что часть этих возможностей существует уже сейчас - три. Пока достаточного знания об этом не будет, рынок будет развиваться ни шатко ни валко. |