Рынок крепких алкогольных напитков в 2004 году оказался необычно подвижным: теснимые производителями пива, ликероводочные заводы отвечают выпуском новых марок водки
Конкуренция между ними усиливается. Однако национального брэнда `народной` водки на нем так и не появилось, хотя в России, по подсчетам концерна `РосАлко`, выпускают крепкую продукцию не менее 900 лицензированных ликероводочных заводов. Правда, практически каждое третье предприятие, разливающее зелье, зарегистрировано на Кавказе, в основном в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Еще одна треть - в Московской области.
На рынке Северо-Запада РФ в 2004 году заметны подвижки. Доля петербургских производителей, в первую очередь ООО `ЛВЗ `Ливиз`, на нем сокращалась. При этом увеличивалась доля водки заводов Ленинградской области и московского завода `Кристалл`, выпустивших целую коллекцию новых марок крепких напитков.
Аналогичная картина наблюдается, например, в Республике Коми, где производство ликероводочной продукции в целом снизилось на 17,1%. Зато в целом в I половине 2004 года, по сравнению с соответствующим периодом 2003-го, выпуск этих товаров увеличился на 18,2%. Характерно, что далеко не все заводы сумели сохранить положительную динамику. Однако общего прироста в Ленобласти удалось достигнуть за счет продукции крупных холдингов. В частности, отгрузка ликероводочных изделий `Ведой` выросла на 34%.
Почему же одни заводы теряют покупателей, а другие расширяют сбыт? Один из факторов - устойчивость послевкусия алкогольного напитка: оно у каждой марки изделия должно быть разным. Увы, пока этого добиться не удается.
Однако решающим фактором в выборе потребителя сегодня становится соотношение цены и качества водки. Не случайно в ЗАО `Холдинговая компания `Ладога` недавно аккредитовали свою лабораторию при Госстандарте РФ, что дает право выдавать экспертные заключения о качестве любой ликероводочной продукции, поставляемой в нашу страну. Причем в них анализируют качество не только спирта, но и воды - второго основного компонента водки. Пока такая лаборатория в Петербурге в секторе крепких алкогольных напитков - единственная.
Активнее всего борьба за качество развернулась среди водок сегмента high-premium и `люкс`. Особое значение качеству придают в московской компании `Русский Стандарт`, с 1998 года разместившей розлив своей водки на `Ливизе`.
Однако условия оказались таковыми, что компания уже в 2002 году решила создать свой завод. И 3 ноября в Петербурге его строительство началось. Закончить его планируют в 2005 году. Закупать оборудование намечено во Франции, Германии, Италии и России. Объем инвестиций - 900 млн руб.
На московском заводе `Кристалл` в 2004 году вывели на региональные рынки несколько новых сортов водок в доступной ценовой категории, но хорошего качества. К этому вынуждает усиливающаяся конкуренция: на IV Международном форуме `Индустрия напитков` 2004" четыре вида водки Pantoff, выпускаемой новым игроком на московском рынке, были удостоены золотых медалей за высокое качество продукции.
Кроме того, именно за счет качества серьезно потеснили российскую ликероводочную продукцию украинские производители крепких напитков. Из новинок, которые привлекли внимание покупателей в России, можно отметить `Мърную. На сухарях` (компания `Княжий град`) - аналог кристалловской `Ржаной` с хлебным ароматом.
В 2004 году начала наступление на российский рынок украинская компания `Союз-Виктан`. Свой сегмент на нем удалось отвоевать и владельцам брэнда Nemiroff благодаря агрессивной маркетинговой политике и адаптированной к российскому рынку системы дистрибуции. За 8 месяцев 2004 года `Союз-Виктан` и Nemiroff разлили в масштабах Украины просто фантастическое количество крепких напитков, что в дальнейшем предполагает увеличение их экспорта в Россию.
Из самых популярных в 2004 году на Северо-Западе РФ региональных марок можно также назвать водку `Псков-1100`, хотя разливали этот напиток в Финляндии. Водки новгородского завода `Алкон` так и не смогли составить конкуренцию другим российским маркам. А вот наливки `Алкона` заняли пусть небольшой, но довольно устойчивый сегмент.
Также неудачными стали попытки ярославских производителей вывести на региональный рынок серию `Сто великих` (с портретами Петра, Екатерины, Суворова...). Эксперимент не оправдал ожиданий. Тем не менее рекламные изыскания ярославских производителей оказались весьма забавными: к примеру, алкогольные напитки `Тайна Казановы` (из спирта `люкс` с очисткой обезжиренным сухим молоком и с добавками экстракта женьшеня и корня левзеи) должны были помочь в любовных делах...
Среди других водок с оригинальными названиями в регионе известны петербургская `Вальс Бостон` (на бутылочное стекло нанесены строки из одноименной песни некогда барда, а ныне депутата Госдумы РФ Александра Розенбаума) и ростовская Red Army (бутылка - в форме артиллерийского снаряда, а водку, кстати, 5 лет экспортируют в США).
Обратили взоры покупатели и на такие новинки, как кошерная `Еврейская водка` из Подмосковья и кристалловская водка `Путинка`. А в 2005 году собираются поставлять из Литвы в Россию водку Putin (название якобы происходит от putinas - дерева с красными ягодами, которое растет в Литве). |