Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Бюджет согласия - ЭиВ N 42 (529)
ФИНАНСЫ
Бюджет согласия
No. 42 (529) 31.10.2004
Петр ВЛАДИМИРОВ
Насколько тяжелы были бюджетные баталии в Ленобласти в прошлом году, настолько спокойны и конструктивны они в нынешнем. Фактически при полном согласии исполнительной власти и депутатского корпуса прошло в ЗС первое чтение проекта областного бюджета-2005. По-деловому проведены обсуждения параметров важнейшего для субъекта документа в постоянных комиссиях. Разработчики бюджета из областного комитета финансов и руководители контрольно-счетной палаты наладили на этот раз результативный диалог



Что же произошло, гадают многие наблюдатели. На мой взгляд, обе стороны объединили усилия в общем стремлении в условиях жестко ограниченных ресурсов добиться высокого уровня бюджетной ответственности перед населением.



Экономика набирает темп

Хотелось бы обратить внимание на преемственность бюджетной политики последних лет в Ленобласти. Не забудем, что, по сути дела, бюджет - это документ, определяющий всего лишь годовые обязательства властей перед населением. Через год такой `контракт` может расторгаться и формироваться вновь, либо совершенствоваться с учетом действовавшего ранее. Так вот, за годы губернаторства Валерия Сердюкова следующий `контракт` всегда основывался на предыдущем. Вероятно, именно поэтому вектор социальной ориентации бюджета остается постоянным.

Основу такой преемственности, безусловно, следует искать в четкой экономической стратегии развития субъекта в целом. Открывавшее первые бюджетные слушания в ЗС выступление губернатора В. Сердюкова еще раз это подтвердило.

Как было отмечено, в 2007 году область намерена удвоить свой ВРП относительно уровня 2002 года. Практически речь идет об удвоении экономического потенциала области. Важно, что прибыль в промышленности опережает темпы роста объемов производства. А инвестиции в производственную сферу в 2005 году увеличатся в 1,4 раза.

Все это позволит субъекту РФ обеспечить прирост собственных доходов. К январю 2005 года сверхплановые доходы бюджета составят около 600 млн руб. Тем самым удастся существенно сократить бюджетный дефицит с 1,8 млрд руб. до 1 млрд руб., или немногим более того. Такой задел обеспечит, по замыслу разработчиков, увеличение роста доходов консолидированного бюджета в будущем году еще на 15%.

В казну субъекта планируется привлечь около 23 млрд руб. При этом уровень дефицита не должен подняться выше 8% от доходной части, что почти вдвое ниже планового показателя 2004 года.

Динамика налицо, но она не полностью отражает реальные возможности экономики области. Сложись все иначе, доходов можно бы было получить больше. Но приходится считаться с разворачивающейся в стране бюджетной реформой, что побудило вице-губернатора, председателя областного комитета финансов Александра Яковлева назвать в ЗС бюджетный законопроект документом переходного периода. В соответствии с ее концепцией на 2004-2006 гг. приходится уже сейчас делить полномочия, а одновременно и ресурсы между разными уровнями власти.

Перераспределение налогов и передел средств привели к тому, что субъект-донор потеряет в 2005 году около 1 млрд руб., увеличив при этом свои расходные обязательства на 700 млн руб. Но даже эту брешь в 2 млрд руб. удалось закрыть.



Не ниже прожиточного минимума

В результате Ленобласть сформировала проект бюджета будущего года, главным объектом внимания в котором стал человек. Вот здесь, прежде всего, и потребовались поддержка депутатов и политическая дальнозоркость. Разработчики встали перед фактом: либо взять на себя повышенные социальные обязательства по бюджетному обслуживанию населения, либо, как в пословице, раздать всем сестрам по серьгам. Никого не обидеть, но и нигде не совершить эффективного прорыва вперед. Тогда-то и совпали позиции губернатора и правительства, с одной стороны, и Законодательного собрания - с другой.

Родился документ, который уже сейчас окрестили планом борьбы с бедностью. Совокупный объем расходов на социальную сферу согласно этому документу должен возрасти почти на 40%, а их удельный вес в общих расходах бюджета - с 41,3 до 44,4%.

Известно: нельзя говорить о достатке, не преодолев черту бедности. Рост экономики в отрыве от роста благосостояния граждан безнравствен и чреват общественными потрясениями. Но как одолеть бедность? Ответ на этот вопрос дала первый заместитель областного комитета финансов Евгения Гресь. По ее словам, расходы на зарплату бюджетников предполагается увеличить на 35%. Будет сохранена единая тарифная сетка. В соответствии с ней работник первого разряда получит 720 руб., медсестра - 1464 руб., а врач высокой квалификации - 2400 руб.

Одновременно эти категории бюджетников получат надбавки в размере 2 тыс. руб. на человека в месяц, которые предстоит ежеквартально индексировать. Кроме того, дополнительный заработок, сверхурочные подлежат начислению от уровня уже новых окладов. Как следствие - можно говорить, что областной бюджетник станет получать зарплату, как минимум, не ниже прожиточного минимума.

Следует отметить, что ряд депутатов при обсуждении проекта бюджета выражал обеспокоенность тем, что уровень зарплаты людей разной квалификации в процессе выработки механизма ее формирования может уравняться. Как видим, опасения оказались напрасны: фактор дифференциации доходов работников разных категорий в представленном варианте учтен.

Кроме того, впереди еще несколько чтений бюджета и коррективы еще можно внести. Тот, кто боялся отмены финансирования льготного обеспечения жителей лекарствами, тоже может быть спокоен. Эта статья расходов сохранена. А вот строка, возвращающая младшим школьникам бесплатное молоко, вернулась в проект бюджета после долгого перерыва.



Поможет ли Центр?

Еще один важный момент - преемственность полномочий. Ленобласть взяла на себя груз дополнительных, переданных ей Центром, обязательств по отношению к ветеранам труда и труженикам тыла, семьям с детьми и детям-сиротам, пожилым людям и ранее репрессированным. Будут выплачиваться и детские пособия.

Впереди - принятие в ЗС ряда законов, обеспечивающих права этих категорий жителей. На проведение социальной политики в проекте бюджета выделено более 1,5 млрд руб. Сюда входят, в том числе, средства по переводу части льгот в денежные компенсации и обеспечению действия так называемого социального пакета.

Невыясненным остался лишь вопрос федеральной помощи Ленобласти, которая, к сожалению, с каждым годом уменьшается, как шагреневая кожа. В этом году, правда, появилась надежда: в Москве публично заявили о возможности предоставления финансовой поддержки региону. Если слова не разойдутся с делом, то федеральные субсидии и субвенции окажутся отнюдь не лишними.

Аккумулировав свой собственный потенциал на решении задач ликвидации бедности, повышении жизненного уровня и обеспечении социальной защиты населения, субъект вынужден был ради этого `подрезать` свои долгосрочные программы.

Поступят сверху необходимые средства - удастся существенно увеличить расходы, в частности на дорожное строительство. А пока Александр Яковлев, слегка перефразировав, повторил с трибуны ЗС: `Мы смогли себе в сформированном бюджетном проекте позволить то, в чем нуждаемся. Но мы не смогли себе позволить все, что хотели`.
Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru