Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Рублевые автокредиты пользуются спросом - ЭиВ N 32 (519)
ФИНАНСЫ
Рублевые автокредиты пользуются спросом
No. 32 (519) 23.08.2004
Любовь ШАБАЛИНА
Автокредитование перестало быть экзотикой, но объемы его пока незначительные. В России, по приблизительным оценкам, до 15% автомобилей продают в кредит (на Западе - до 80%). В то же время темп прироста объемов таких займов впечатляет. В некоторых банках они составляют львиную долю портфеля потребительских ссуд
Пионер этого рынка в Петербурге Балтийский банк (работает с 1998 года) в 2003 году выдал 500 автокредитов на сумму $8,5млн. Приблизительно такие же итоги за 2003-й у МДМ-Банка СПб. В Промышленно-строительном банке (СПб) за 6 месяцев 2004 года объем автокредитов увеличился почти вдвое, а их доля в портфеле составила 25%.

Активно на петербургском рынке в области автокредитования работает ряд иногородних филиалов. Так, в филиале Международного Московского Банка сообщили, что по сравнению с 2003 годом объем таких ссуд населению вырос в 10 раз. В филиале Райффайзенбанка также темпы прироста достаточно высокие. За полугодие банк предоставил автокредитов столько, сколько за весь 2003 год.

В Петербурге автокредиты выдают более 20 банков. Программы у всех разные, что дает возможность клиенту выбрать лучшую. И хотя автосалоны не испытывают недостатка в клиентах, в том числе в тех, которые покупают машины сразу, конкуренция на рынке автокредитов ощущается. Об этом говорят последние изменения условий автокредитования в банках.

Прежде всего, обращает на себя внимание уменьшение списка документов, которые банк требует от заемщика. В ПСБ (СПб) уже не надо предъявлять водительские права. В филиале банка `Москвы` не нужны, как ранее, загранпаспорт, военный билет, диплом о высшем образовании. В Балтийском банке ранее в список документов включали справку о доходах из налоговой инспекции, а теперь достаточно справки с места работы, заверенной руководителем предприятия и главным бухгалтером. В некоторых банках получить автокредиты можно по предъявлении паспорта, водительского удостоверения и анкеты, но риск банки при этом компенсируют более высокой ставкой. По такой

упрощенной схеме работает, в частности, банк `Русский стандарт`.

При выборе банка заемщик ориентируется, как правило, на процентную ставку. В этом году, вслед за снижением ставки рефинансирования, многие банки опустили планку своих ставок по автоссудам. Заметно подешевели, в первую очередь, валютные кредиты. Балтийский банк снизил в этом году ставку до 9,9% годовых (доллары США и евро).

В петербургском филиале банка `Москвы` автомобиль теперь можно приобрести в рассрочку по ставке от 9,9% годовых в валюте (раньше - 12%). По рублевым займам ставки тоже снизились, но не во всех банках. По сравнению с 2003 годом, к примеру, на том же уровне она осталась в ПСБ (СПб). Вместе с тем в Балтийском банке и в банке `Москвы` рублевые ссуды подешевели. В среднем в Петербурге на рынке ставки по валютным кредитам колеблются в пределах 9%-12%, а по рублевым - 13-17%.

Удорожание кредитов происходит в результате выплаты комиссионных банку: за оформление, операции по счетам, нотариальное удостоверение, безакцептное списание... В Банке УралСиб, например, комиссия составляет $100, если ссуда не превышает $20 тыс. При более высоких суммах надо заплатить $200. В ПСБ (СПб) ввели единую комиссию за выдачу кредита, не предусматривающую скрытых платежей.

Обязательным условием автокредитования является страхование. В этом заинтересованы и сами заемщики, поскольку машину, за которую не полностью рассчитались, могут угнать, ограбить, разбить. Оформлять надо пакет страховых полисов, включая ОСАГО. В последнее время некоторые банки, в частности ПСБ (СПб), банк `Москвы`, отменили страхование жизни и здоровья заемщика.

Банки обычно рекомендуют клиентам аффилированные страховые компании, либо те, с которыми у них сложились партнерские отношения. Балтийский банк работает постоянно с компаниями `Прогресс-Нева` и `Ингосстрах-СПб`. В некоторых случаях этот альянс банков и страховых компаний приводит к завышению тарифов и, соответственно, к сверхдоходам, которые затем распределяются между заинтересованными лицами.

Эксперты рекомендуют клиентам внимательнее изучать условия кредитования: бывает, компании не страхуют, к примеру, угон автомобилей вне стоянки и при езде по встречной полосе.

Банки расширяют число автодилеров. В Балтийском в список включены 50 автосалонов. По словам директора по кредитной работе банка Максима Мосунова, они покрывают 95% модельного ряда привозимых в Россию автомобилей. В салонах, отмечает он, чаще покупают иномарки стоимостью до

$15 тыс. - Toyota, Renault, Nissan и Mazda.

Иные требования банки предъявляют к подержанным автомобилям. В Райффайзенбанке, по информации управления по работе с физическими лицами, подержанные иномарки покупают у официальных дилеров по так называемой схеме трейд-ин или по договору комиссии. При этом машина на момент оформления продажи должна иметь не более одного владельца, либо ее юридическую чистоту обязан подтвердить автодилер.

На подержанные автомобили в МДМ-Банке СПб требуется дополнительное страхование потери титула собственности. При выдаче кредитов на старые машины ставки устанавливают выше, сроки - меньше. В банке `Москвы` первый взнос на подержанные автомобили составляет 50% (обычно 20%).

Поскольку закон `О кредитных историях` Госдумой не принят, банки вынуждены самостоятельно оценивать платежеспособность заемщиков. Важный момент - подтверждение доходов. Здесь могут быть нюансы, связанные с официальными и неофициальными источниками. Некоторые банки категорично признают только `белую` зарплату.

По словам начальника отдела ипотеки и потребительского кредитования петербургского филиала ВТБ (он работает с подтвержденными доходами) Татьяны Хоботовой, понять, является ли заработок основным, можно по косвенным признакам: из анкетирования, беседы с руководителем компании, наличием собственности и природы ее происхождения.

По мнению банкиров, проблема `серой` зарплаты сегодня не стоит уже так остро, как несколько лет назад, потому что показывать реальные доходы вынуждает пенсионная реформа. Кроме того, со следующего года обещают снизить единый социальный налог, что сделает нецелесообразным уменьшение фонда оплаты труда.

Тем не менее в городе есть банки, которые рассматривают неофициальные доходы при выдаче автокредитов. В этом случае используется опыт работы с корпоративными клиентами. Анализ бизнеса работодателя помогает понять, какие реальные доходы получает заемщик. На сегодня - это хорошо отработанная схема.

Портрет заемщика автокредитов за последнее время изменился. Если раньше это были в основном менеджеры высшего звена, то теперь автокредиты стали доступными и для среднего класса. `В 2003 году заемщиками были преимущественно директора компаний, а сейчас - менеджеры среднего звена в возрасте 27-50 лет с заработком в

$500-1000`, - отметил Максим Мосунов.

В ПСБ (СПб) средний заемщик - человек в возрасте 28-45 лет, с высшим образованием и со средним доходом более $500 в месяц.

По данным рейтинга условий кредитований (он рассчитывается по срокам, ставкам и минимальным взносам), регулярно публикуемого на сайте carloan.ru, в первую пятерку лидеров входят: ММБ, МДМ-Банк СПб, Балтийский банк, ПСБ (СПб) и банк `Москвы`. Больше всего положительных отзывов от посетителей сайта получил Балтийский банк.

В банке `Москвы` клиентам не понравился бюрократизм при оформлении кредитов. По мнению одного из них, обслуживание в этом банке - как в Сбербанке. В Райффайзенбанке, как считают некоторые клиенты, завышенные требования не позволяют получить ссуду даже при наличии высоких доходов.

Автокредитование - выгодный и перспективный бизнес для банков. По официальным данным, потребительский индекс за этот год должен вырасти на 9,9%. То есть спрос на автомобили будет расти.

`На самом деле есть огромное количество людей, готовых купить автомобиль сразу, причем спрос с лихвой перекрывает предложение автомобилей`, - сообщил член правления Райффайзенбанка Александр Колошенко.

Емкость рынка огромная, несмотря на это, условия автокредитования будут играть, по мнению банкиров, заметную роль в привлечении клиентов. По словам Максима Мосунова, важным параметром при выборе банка остается процентная ставка, а также набор дополнительных услуг. Кроме того,

оправдался прогноз о спросе на рублевые кредиты. Их теперь можно получить практически в любом банке, который занимается автокредитованием.

Еще одной особенностью рынка автозаймов становятся имиджевые акции, проводимые банками совместно с автодилерами. Кредиты на них предлагают по более низким ставкам за счет компенсации разницы автосалонами. Правда, дилеры нередко дополнительные расходы закладывают в цену продаваемого автомобиля.



Условия автокредитования в петербургских банках

Банк Сумма Ставка (год) Срок Залог Приобретаемый

автомобиль

ПСБ (СПб) 60 тыс. - 3,1 млн руб., 12% (в валюте) 5 лет (в валюте), автомобиль, иномарки (новые,

2 тыс.-100 тыс. 17% (в рублях) 3 года (в рублях) в некоторых случаях подерж. до 10 лет),

(в валюте) поручительство юр. лиц отечественные

Международный $5 тыс.-$70 тыс. 9% (в валюте) 3 года автомобиль иномарки (новые,

Московский банк подерж. до 7 лет)

(`Петербургское отделение`)

Банк `Москвы` (филиал) до $70 тыс. 9% (в валюте), 3 года автомобиль иномарки (новые,

16% (в рублях) подерж. до 4 лет),

отечественные

МДМ-Банк СПб от $2 тыс. - 9,5% (в валюте), 3 года (иномарки), автомобиль иномарки (новые,

без ограничений 14% (в рублях) 2 года (отечественные) подерж. до 3 лет),

отечественные

Райффайзенбанк от $5,5 тыс. 9-12,5% (в валюте), 3 года автомобиль, иномарки (новые,

(филиал `Северная столица`) до $80 тыс., 12,5-16% (в рублях) поручительство подерж. до 5 лет)

до 150 тыс. руб. физического лица

Балтийский банк от $3 тыс. - 9,9% (в валюте), 3 года автомобиль иномарки (новые,

без ограничения 14,5% (в рублях) подерж.)

УралСиб (филиал) $2-60 тыс. 9-11% (в валюте, новые), 3 года (иномарки), автомобиль иномарки (новые,

12-14% (в валюте, б/у) 2,5 года (отечественные) подерж. до 4 лет)

Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru