Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Груз плывет по реке: где густо, а где - пусто - ЭиВ N 31 (518)
ТРАНСПОРТ
Груз плывет по реке: где густо, а где - пусто
No. 31 (518) 16.08.2004
Борис УШАКОВ
России нужен речной флот. Вопрос в том, какие именно суда строить? До недавнего времени в каждой судоходной компании проводили по этому поводу собственные исследования. И лишь недавно специалисты Российского речного регистра обобщили данные, собранные российскими учеными. Их выводы отличаются от тезисов, высказанных представителями ряда судоходных компаний Северо-Запада РФ
Начнем с тезиса о том, что в России спрос на речные перевозки по внутренним водным путям РФ превышает предложение. На самом деле ситуация противоположная: пока что в целом в стране наблюдается избыток тоннажа, поэтому часть флота выведена из эксплуатации (около 7,5 тыс. ед.), и нет стимулов для его модернизации, хотя она обходится судовладельцу в 2,5-3 раза дешевле покупки новых теплоходов.

Дефицит зафиксирован лишь в отдельных сегментах фрахтового рынка. Но на этот счет есть ряд заблуждений. В частности, одно время некоторые маркетологи убеждали, что на Северо-Западе РФ не хватает контейнеровозов. Однако на практике капиталовложения в строительство такого флота могут оказаться неэффективными. Дело в том, что на внутренних водных дорогах страны неразвита инфраструктура для использования таких судов. И основная часть грузопотоков движется в одну сторону, а обратные рейсы нередко оказываются балластными. Для танкеров это нормальная схема работы, для контейнеровозов - чистый убыток.

Другой миф - переоценка уровня доходности крупных универсальных сухогрузов типа `река-море`. Новым судам на большинстве направлений Северо-Запада РФ придется испытывать жесткую конкуренцию с уже имеющимся тоннажем. Еще острее борьба за рентабельность перевозок на европейском фрахтовом рынке, где спрос превышает предложение.

На Северо-Западе РФ, как это ни парадоксально, сложился дефицит небольшого флота, маневренного, обладающего сравнительно малой осадкой. Еще острее нехватка специализированных судов, в том числе для перевозок химических и опасных грузов, нефти и нефтепродуктов. Это подтверждает статистика: доля сухогрузов снизилась с 84% в 1990 году до 62% в 2002-м, а доля танкеров за этот же период увеличилась с 16% до 38%.

Из сухих грузов сейчас выгоднее всего возить за границу бумагу, зерно и минудобрения. Динамика прироста таких рейсов даже выше, чем на железнодорожном транспорте. А вот доля перевозок леса и металлов, по сравнению с общими объемами транспортировок по внутренним водным путям РФ, за 7 лет уменьшилась.

Перспективы водных грузопотоков по коридору `Север-Юг` оцениваются 20 млн тонн. Однако сегодня они практически не влияют на общие показатели работы речного флота. Зато ощутимо возросла роль речников в обслуживании северного завоза: их доля в общих доставках грузов в этом направлении увеличилась до 80-85%.

В дальнейшем баланс спроса и предложения на фрахтовом рынке РФ во многом зависит от инвестиций в дноуглубление внутренних водных путей и модернизации судопропускных гидросооружений...

На учете в Российском речном регистре 29,8 тыс. судов общей грузоподъемностью 12,7 млн тонн. Суммарный дедвейт нефтеналивного флота - 2,5 млн тонн. Общая мощность буксиров - 1,9 млн кВт. Этого хватает для выполнения сопутствующих обработке торгового флота операций и перевозок грузов на 6,4 тыс. баржах.

Основное беспокойство у Правительства РФ вызывает крайне низкая доля теплоходов типа `река-море` - их на учете в Российском речном регистре всего 876, средний возраст которых - 28 лет. Большинство судов - старые. Доля самоходного флота, построенного десятилетие назад под российским флагом, не превышает 4%.

Практически все суда типа `река-море` прежних массовых серий (141 теплоход типа `Волго-Дон`, 28 `Волго-Балтов`, 168 судов типа `Балтийский`, `Шестая пятилетка`, `Калининград`) нуждаются в модернизации, потому что не выдерживают конкуренции с новым флотом, хотя и признаны годными к плаванию на международных маршрутах. Примером того что старый флот может быть успешно модернизирован, служат 20 судов типа `Волжский`, в корпус которых при капремонте врезана вставка. В результате их грузоподъемность увеличилась с 4,8 тыс. тонн до 10 тыс. тонн. Средний возраст флота, обновленного по такой технологии, - 13,8 года.

Хуже всего ситуация с танкерным флотом: средний возраст 145 танкеров типа `Волгонефть` (грузоподъемность 5 тыс. тонн) превышает 28 лет, а практически все танкеры (121 ед.) грузоподъемностью 600 тонн для работы на малых реках старше 35-37 лет и выработали свой ресурс. Нефть перевозится также баржебуксирными составами, и из 600 барж большинство перешагнуло за планку в 22,2 года эксплуатации.

В 1993-2000 гг. в России построено всего 186 судов и еще 200 - модернизировано. Если обновление и дальше пойдет такими темпами, то к 2010 году практически весь флот смешанного плавания под российским флагом выработает свой нормативный ресурс, и в России будут вынуждены восполнять дефицит тоннажа за счет использования теплоходов под иностранным флагом.

Между прочим, именно к этому сроку в РФ предполагают практически полностью открыть внутренние водные пути для зарубежных судов.



Прогноз грузоперевозок

речным транспортом, млн тонн



Объем перевозок 2005 г. 2010 г. 2015 г.



Грузов 148,0 230,0 280,0



В том числе:

загранрейсы 30,5 32,0 33,5

северный завоз 14,8 17,0 18,0

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru