Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Заполярье на пороге `озеленения` - ЭиВ N 30 (517)
ТРАНСПОРТ
Заполярье на пороге `озеленения`
No. 30 (517) 09.08.2004
Александр ВОЕВОДИН
"Зеленые` Норвегии настаивают на изменении статуса российского Северного морского пути: эту трассу предлагают рассматривать как международный коммерческий маршрут. При его развитии необходимо учитывать уровень экологического вреда, который может быть причинен соседним с Россией странам. Особенно в связи с ростом российских транспортировок нефти. Аналогичные предложения в последнее время все чаще звучат из Канады и Японии



В связи с этим предприниматели и транспортники Северо-Запада РФ настаивают на том, чтобы в правительстве России активнее отстаивали статус Севморпути как важнейшей национальной транспортной коммуникации. Также надо четко разграничить с Норвегией границы исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Баренцевом море.

Фактически России пытаются диктовать объемы экспорта нефтепродуктов не только по Балтике (дискуссии о безопасности мореплавания через Датские проливы и квоты на судоходы танкеров в порты различных стран для выравнивания экологических нагрузок на побережье) и по Черному морю (ограничение для пропуска крупных танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы), но и через северные моря. И все под предлогом защиты экологии и усиления безопасности мореплавания.

По оценкам экспертов, на Севере многое определяется в зависимости от качества российской транспортной инфраструктуры. В итоге все упирается в финансы. Из-за недостатка средств стареет флот Северного и Мурманского морских пароходств - основных перевозчиков Заполярья. Не хватает ледоколов. Снизилось качество гидрометеорологического обеспечения, сузились задачи научных экспедиций...

Короче, если развитие пойдет в том же русле, то в не столь отдаленной перспективе на Севере придется восполнять дефицит тоннажа, привлекая все больше торговых судов, а потом и ледоколов под иностранным флагом.

Руководство северных портов обращает также внимание на то, что российские стивидоры поставлены в неравные условия с портовиками соседних стран: там во многом развитие морской инфраструктуры финансирует государство. В России эти расходы перекладывают на судовладельцев и предпринимателей. В результате у них не остается средств на модернизацию оборудования.

По подсчетам архангельских стивидоров, например, портовые сборы, из которых финансируется дноуглубление, строительство и реконструкция причалов, оказываются непомерными. По ряду причин, на которые способно повлиять государство, сквозные ставки на перевозку одного из основных экспортных грузов - угля через российские северные порты из Кемерово на 10% выше, чем через Ригу и Таллин.

Высоки налоги при закупках современной погрузочной техники из-за рубежа, а российских аналогов ее, кроме некоторых портовых кранов (да и то, как правило, это совместное производство с западными фирмами), в России не производят...

Премьер-министр Михаил Фрадков недавно был вынужден признать, что сегодня развитие арктической морской транспортной системы становится важнейшей частью национальной политики России в области транспорта. Выдвинут проект `Концепция развития арктической зоны`, в котором Севморпути отведено главное место как связывающему морские маршруты Заполярья и внутренние водные пути Сибири в единую транспортную систему.

Отсюда, как ожидали специалисты, должен был следовать вывод о необходимости укрепления государственной политики и усиления ее инвестиционной составляющей. Однако вместо этого М. Фрадков заявил, что в Правительстве РФ через 5-6 лет надеются создать на Севере `самоокупаемую арктическую морскую транспортную систему, которая будет приносить доход государству`. При этом он постеснялся признаться, что буксует российская дипломатия, которая недалеко продвинулась в переговорах с Норвегией о разграничении морских пространств Баренцева моря. Особенно острой остается проблема морских границ в его северной и центральной частях. Вдобавок Норвегия пытается распространить свой суверенитет на наиболее богатую нефтью часть Федынского месторождения в районе Баренцева моря и активно отстаивает свои интересы в рыбоохранной зоне архипелага Шпицберген.

Из-за неурегулированности этих проблем в России могут потерять значительную часть запасов нефти, газа, лишиться четверти объемов добычи основных видов промысловых рыб в районе Баренцева моря. И здесь опять-таки многое будет зависеть от того, кто фактически первым начнет интенсивное освоение богатств северных недр.

Не ответил М. Фрадков и на вопрос о финансировании программы модернизации российского ледокольного флота. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта России, для обеспечения прогнозируемых грузопотоков нужно 14 ледоколов, из них - 6 атомных, 4 дизельных линейных и 4 ледокола-снабженца для обслуживания буровых платформ и 70 крупнотоннажных транспортных судов ледовых категорий. Однако выделяемых средств едва хватает для достройки одного атомохода `50 лет Победы`.

Создание ФГУП `Севморпуть` с возложением на него функций по управлению ледокольными операциями на Севере не решает проблем.

Россия в перспективе может утратить конкурентоспособность на северных трассах, стыкующихся с мировыми морскими транспортными артериями. А вслед за этим на Западе могут ставить вопрос о допуске в северные моря субмарин НАТО, скажем, для научных исследований...

Почему же так спокоен премьер-министр? Или он не вполне информирован о масштабах макроэкономических угроз? Или этому есть иное объяснение? Анализ информации, опубликованной в открытых источниках, позволяет сделать предположение, что в правительстве России готовы к компромиссу с зарубежными странами. И вопрос лишь в цене, которую международные корпорации предложат за совместное освоение российских северных территорий, включая Севморпуть. В преддверии этих переговоров за рубежом и усиливают политическое давление на Россию.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru