Во-первых, на июньском собрании акционеров решено не выплачивать дивиденды за 2003 год в связи с отсутствием прибыли: убыток составил 28,5 млн руб.
На собрании функции управления пароходством на один год переданы ОАО `Волго-Балтийская компания`, которое в феврале 2004-го было создано ОАО `Корус-Холдинг` и ЗАО `Инфотек-Балтика` (основные акционеры `СЗП`) вместе с ОАО `Судоходная компания `Волжское пароходство` (`Волга-флот`).
Гендиректор `СЗП` Артур Гавлюк, соответственно, переходит в штат управляющей компании. Таким образом консолидируется управление всем флотом, которым располагают `СЗП` и `Волга-флот` (с учетом тоннажа ее дочерних фирм - `Волга-флот-танкер` и ООО `Волга-флот-тур`). Ведь аналогичное решение в июне принято и в Волжском пароходстве. Правда, там, в отличие от `СЗП`, выплатят дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям.
Без допэмиссии акций
не обойтись
Подобный судовладельческий альянс в ближайшее время намечено усилить за счет укрупнения контрольного пакета акций `СЗП`. Эта расплывчатая формулировка, скорее всего, означает намечающуюся дополнительную эмиссию акций, на что, если верить руководству `Волго-Балтийской компании`, уже получено согласие антимонопольного ведомства страны.
Итак, интеграция набирает обороты. На первом этапе намечено проанализировать эффективность взаимодействия между предприятиями холдинга и скоординировать функции управления ими. В дальнейшем намечена выработка общей маркетинговой политики, финансового учета и технического менеджмента.
Фактически это ведет к диверсификации бизнеса по видам деятельности. В частности, для обеспечения ремонта объединенного флота и использования ремонтных мощностей холдинга, закупок запчастей создается компания `Волга-Нева`. В отдаленной перспективе не исключено появление компании, которая займется смешанными перевозками: уже сейчас намечено расширить участие холдинга в международных интермодальных транспортировках.
Возможно, появится нужда и в специализированной контейнерной компании. Ведь сейчас предпринимаются попытки расширить контейнерный бизнес. В апреле открыта еженедельная контейнерная линия Роттердам-Калининград, обслуживаемая теплоходом серии `Балтийский`...
Новые хозяева
настроены решительно
Еще одно радикальное изменение - в политике по обновлению флота `СЗП`: ранее ставку делали на `Северную верфь`, которая принадлежит прежним владельцам пароходства - холдинговой компании `Новые программы и концепции`. В 2002 году на `Северной верфи` спустили на воду первый из серии судов проекта 01010, заказанных `СЗП`, - `Святой апостол Андрей`. Планировали построить 10 таких теплоходов, однако заложили только четыре.
В июне новые хозяева объявили о намерении в своей программе судостроения акцентировать внимание на флоте другого проекта - `Русич`. В Лондоне было подписано соглашение о базовых условиях кредитования между ОАО `СЗП`, ОАО `Волга-флот` и международной финансовой корпорацией IFC для продолжения строительства универсальных сухогрузов проекта `Русич` на $92 млн.
До середины 2007 года намечено построить 16 таких судов. Причем заказы размещают на `Окской судоверфи` (Навашино), которая также входит в холдинг под управлением `Волго-Балтийской компании`. Для кооперации с ними вроде бы реанимируют все судостроительные мощности, контролируемые ею, включая береговые подразделения `СЗП`, от которых прежние владельцы стремились избавиться.
Намечают и программы модернизации имеющегося грузового флота для продления срока его эксплуатации. Пока известно, что на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (Шлиссельбург) в июле начинают переоборудование речного судна-сухогруза серии `СТ` в танкер (для перевозки жидких химических и нефтепродуктов).
Под завесой тайны
Как видим, продекларированы масштабные планы. Однако, к сожалению, детально проанализировать реальные процессы, происходящие в судоходном холдинге, сложно: новые владельцы не разрешили представителям прессы присутствовать на последнем собрании акционеров.
А недавно руководство `СЗП` заявило о выходе из состава Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей, на заседаниях которого обмениваются проблемами и делятся планами многие участники регионального транспортного рынка.
- Это один из факторов, который указывает, что основные интересы новых владельцев пароходства находятся не в Петербурге, а на Юге, на Волге. Северо-Запад для них - всего лишь один из путей на международный фрахтовый рынок. И в нашем регионе о своих намерениях судовладельцы сообщать не хотят, - прокомментировал это событие бывший гендиректор `СЗП`, а ныне председатель совета директоров компании `Интерлихтер` Михаил Лобин.
На чей бюджет
будут работать налоги
Подобная непрозрачность ведения бизнеса на Северо-Западе РФ и ориентация на инвестиции в судостроение в другом регионе настораживают. Где будет работать построенный там флот? Очевидно, там, где его строят и где есть дефицит тоннажа, то есть на Юге. Тем более если учесть, что теплоходы проекта 01010 `Северной верфи` были рассчитаны на европейский рынок, то проект `Русич` - явно для южных водных путей.
В таком случае солидная доля прибыли, зарабатываемой `СЗП`, может быть перераспределена не в пользу Северо-Запада РФ. Это напрямую затрагивает интересы Петербурга в связи с возможным сокращением налоговых поступлений в бюджет города.
Вспоминается и та финансовая история, которая тянется за кормой `Северо-Западного пароходства` из прошлого. Известно, что самый доходный флот компании давно выведен в оффшор. Причем на каких условиях, до сих пор неизвестно, и об эффективности эксплуатации этих судов в международном сообщении можно только догадываться исходя из общей ситуации на фрахтовом рынке.
И еще - в Петербурге все хорошо помнят, какие радужные планы развития судоходства и береговой инфраструктуры строили при смене власти каждый из его очередных владельцев. А потом каждый вынимал свою часть прибылей и продавал бизнес... |