Сегодня налоговые поступления от рыбной отрасли Мурманской области составляют от 17% до 20%. Это немало, хотя раньше цифры были больше. Но и этот рыбацкий вклад в экономику региона уже находится под вопросом
Происходит явный спад производства продукции. Если в 2002 году общий объем вылова составил 645 тыс. тонн, то в 2003 году он равнялся 556 тыс. тонн. По расчетам, которые основываются на объемах квот, полученных рыбацкими компаниями, ожидаемый вылов в 2004 году - от 560 до 580 тыс. тонн.
Конечно, виной тому целый комплекс причин, среди которых - техническое состояние рыбодобывающего флота. Возраст каждого из 300 судов, приписанных к портам Мурманской области, уже превышает 25 лет, отдача от них становится все меньше. Ведь Регистр не однажды продлевал этим судам срок эксплуатации. Но скоро ржавые корыта вообще не смогут выйти в море.
Если говорить о целесообразности их эксплуатации, то любой экономист подтвердит, что эти суда слишком много средств требуют на ремонт и уже давно отрицательно влияют на доходность компаний. По здравым расчетам, такие старые суда могут оставаться в эксплуатации только за счет того, что судовладельцы (особенно мелкие компании) изыщут какие-то неучтенные средства, такие как возможность покрывать статьи расхода на подновление ржавого `железа`, лишь бы оно держалось на плаву да позволяло тралить рыбу.
И, как правило, они такие возможности изыскивают: это сокрытие доходов (ведение `теневой` экономики) да еще экономия на зарплате наемных работников, на их социальном пакете. Именно это мы и наблюдаем в последние годы. Эти же соображения толкают иных судовладельцев на всяческие криминальные нарушения, связанные с утаиванием фактического объема выловленных морских биоресурсов. Ведь если не заработаешь `неучтенку` - не сможешь покрыть расходы для дальнейшей работы.
Так что же делать? Как утверждает депутат Мурманской областной думы, генеральный директор рыбодобывающих компаний `Мурмансельдь-2` и `Андромеда` Юрий Задворный, нужен в первую очередь `рыбацкий` закон. Его до сих пор не могут разработать в недрах Государственной Думы РФ. В рамках этого закона необходима и государственная программа поддержки рыбной отрасли.
Сегодня надо обновлять морально и физически устаревшие суда, но фактически осуществить это очень сложно. Ю. Задворный знает это не понаслышке, а по собственному опыту: его фирма смогла построить на заграничных верфях оснащенное новейшей техникой, аппаратурой судно `Альферас`, которое успешно эксплуатируется. Кроме того, фирма строит еще одно рыбодобывающее судно, уже испробовав отработанную схему получения кредитов, финансирования, партнерства. Путь чрезвычайно сложный, потому что сегодня в России действует, к сожалению, жестокий закон: `Спасение утопающего - дело рук самого утопающего`.
Вместе с тем обрушившиеся на отрасль тяготы нельзя списывать только на кризис времени. Чехарда с назначением ряда руководителей Госкомрыболовства, а теперь уже и федерального агентства, входящего в состав министерства А. Гордеева, нанесла ощутимый вред отрасли в целом по стране. Этот вред усиливается еще и тем, что главные руководители рыбной отрасли России по своему образованию, опыту работы были совершенно от нее далеки и не являлись профессионалами. Чего стоит только ежегодное `опоздание` руководителей Госкомрыболовства с выдачей документов, которые необходимо иметь для начала промыслового лова с 1 января!
Огромный ущерб экономике рыбодобывающих предприятий Мурманской области и страны в целом нанесла аукционная система, которую правительство М. Касьянова ввело три года назад. Рыбаки вели неустанную борьбу за отмену этой системы и добились ее. Бороться было за что: мурманские рыбаки заплатили на аукционах более 2,5 млрд руб. Из федерального бюджета в область вернулось только около 130 млн руб.
В настоящее время аукционы отменены - вместо них введена плата за пользование морскими биоресурсами. Это позволит рыбакам вздохнуть немного свободнее. Для сравнения: по расчетам правительства области, в 2004 году рыбаки заплатят за пользование биоресурсами около 1 млрд руб., из них в области останутся 180 млн руб.
Конечно, в отрасли множество проблем. Их надо решать, и времени на раскачку нет.
Сможет ли нынешний состав федерального агентства, которому даны права и на кого возложены государственные обязанности, переломить критическую ситуацию?
Сможет ли новое правительство изменить ситуацию в отрасли, объединить российских рыбаков, или судовладельцы все больше будут отдаляться от безучастного к их проблемам правительства, дичая на морских просторах в атмосфере беззакония, лишь бы окончательно не утопить свое ржавое `железо` и самим не пойти на экономическое дно?
|