Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Россия может оказаться без самолетов - ЭиВ N 14 (501)
ТРАНСПОРТ
Россия может оказаться без самолетов
No. 14 (501) 12.04.2004
Александр ВОЕВОДИН
В России всего около 1,5 тысячи пригодных к полетам гражданских самолетов, которыми владеют около 215 эксплуатантов



Более половины числящихся на балансе российских самолетов простаивает. Регулярные полеты осуществляет около двух третей сертифицированных авиакомпаний. Но их парк воздушных судов - один из самых устаревших. Ежегодно он обновляется всего на 0,3%, что в 20 раз меньше, чем у ведущих авиакомпаний мира. В результате, по подсчетам специалистов Министерства транспорта и связи РФ, в 2010 году около половины воздушных судов, обеспечивающих основной объем перевозок, должны выработать свои ресурсы, а к 2015 году их доля превысит 80%.

Положение осложняется затяжным кризисом предприятий отечественного авиапрома, которые сегодня загружены менее чем на 30% - во многом потому, что большинство из них оказались не готовы к введению с 2002 года новых требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Для восстановления в России серийного выпуска новых воздушных судов мирового класса необходимо свыше $1 млрд инвестиций. Однако средств из федерального бюджета хватает только на сопровождение лизинговых заказов 2-3 самолетов в год.

Тем не менее есть надежды на лучшее. С 2000 года в России наблюдается устойчивый рост спроса на авиаперевозки, который сейчас достиг уровня 1995 года.

В 2003 году пассажирооборот вновь увеличился до 71,2 млрд пассажирокилометров (+9,9% к 2002-му). Перевезено 29,5 млн человек (+10,9%). Как видим, рост происходил в первую очередь за счет перевозки дополнительного количества пассажиров при некотором сокращении дальности полетов. Это не случайно: впервые за последнее время наметилась тенденция развития перевозок местного (регионального) значения: на внутренних линиях доставлено более 1,5 млн пассажиров (+7%) на среднее расстояние 670 км.

Прибыль гражданской авиации в 2003 году оценивается в 10 млрд руб., а чистый доход - в 160 млрд руб. (+9,6%). Положительный финансовый результат отрасль демонстрирует только в течение двух последних лет. А до этого, несмотря на повышение тарифов на перевозки, были сплошные убытки.

В 2001-2003 гг. открыто 153 новых авиамаршрута, в том числе в районы Крайнего Севера. Заметно увеличилась активность авиакомпаний на Северо-Западе РФ. В первую очередь речь идет о полетах из Москвы в Петербург: провозные емкости регулярных рейсов здесь увеличились на 30%. На втором месте в регионе по тому же показателю - маршруты из Москвы в Мурманск (+26%).

Благодаря федеральной поддержке в 2003 году организован воздушный мост Москва-Калининград, и провозные емкости на этом направлении выросли в 2,5 раза. Только в одной авиакомпании ОАО `Аэрофлот-РА` теперь самолеты Ту-154 выполняют ежедневно по 4 рейса, цена билетов на которые для жителей Калининградской области сопоставима с железнодорожными тарифами.

Половину всех внутренних перевозок в России выполняют четыре крупнейшие компании: `Аэрофлот`, `Сибирь`, `Пулково` и `Красноярские авиалинии`.

На Северо-Западе Федерации пассажиров перевозят 53 авиапредприятия, из которых, кроме `Пулково`, конкурентоспособны на рынке, по данным аппарата полпреда Президента РФ в СЗФО, только пять: ГУАП `Псковское авиапредприятие`, `Новгородское авиапредприятие`, `Калининградавиа`, ОАО `Вологодское авиапредприятие` и `Аэропорт Мурманск`.

В 2003 году после реконструкции были введены в действие 7 взлетно-посадочных полос, в том числе 2 - в СЗФО (Архангельск, и Пулково) и 1 аэровокзальный комплекс (Пулково). Светосигнальное оборудование на Северо-Западе РФ модернизировано в соответствии с требованиями II категории ИКАО только в аэропорту Пулково.



Производственно-финансовая деятельность

гражданской авиации в 2003 году

Показатели 2003 г. 2003 г.

к 2002 г. (в %)

Перевезено пассажиров., млн чел. 29,5 +10,9

Перевезено грузов, тыс. тонн 620,9 -1,0

Прибыль, млрд руб. 10,0 +5,0

Платежи в бюджет, млрд руб. 13,7 +28,3

Кредиторская задолж., млрд руб. 31,3 -8,0

Дебиторская задолж., млрд руб. 33,7 -10,8

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru