В России всего около 1,5 тысячи пригодных к полетам гражданских самолетов, которыми владеют около 215 эксплуатантов
Более половины числящихся на балансе российских самолетов простаивает. Регулярные полеты осуществляет около двух третей сертифицированных авиакомпаний. Но их парк воздушных судов - один из самых устаревших. Ежегодно он обновляется всего на 0,3%, что в 20 раз меньше, чем у ведущих авиакомпаний мира. В результате, по подсчетам специалистов Министерства транспорта и связи РФ, в 2010 году около половины воздушных судов, обеспечивающих основной объем перевозок, должны выработать свои ресурсы, а к 2015 году их доля превысит 80%.
Положение осложняется затяжным кризисом предприятий отечественного авиапрома, которые сегодня загружены менее чем на 30% - во многом потому, что большинство из них оказались не готовы к введению с 2002 года новых требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Для восстановления в России серийного выпуска новых воздушных судов мирового класса необходимо свыше $1 млрд инвестиций. Однако средств из федерального бюджета хватает только на сопровождение лизинговых заказов 2-3 самолетов в год.
Тем не менее есть надежды на лучшее. С 2000 года в России наблюдается устойчивый рост спроса на авиаперевозки, который сейчас достиг уровня 1995 года.
В 2003 году пассажирооборот вновь увеличился до 71,2 млрд пассажирокилометров (+9,9% к 2002-му). Перевезено 29,5 млн человек (+10,9%). Как видим, рост происходил в первую очередь за счет перевозки дополнительного количества пассажиров при некотором сокращении дальности полетов. Это не случайно: впервые за последнее время наметилась тенденция развития перевозок местного (регионального) значения: на внутренних линиях доставлено более 1,5 млн пассажиров (+7%) на среднее расстояние 670 км.
Прибыль гражданской авиации в 2003 году оценивается в 10 млрд руб., а чистый доход - в 160 млрд руб. (+9,6%). Положительный финансовый результат отрасль демонстрирует только в течение двух последних лет. А до этого, несмотря на повышение тарифов на перевозки, были сплошные убытки.
В 2001-2003 гг. открыто 153 новых авиамаршрута, в том числе в районы Крайнего Севера. Заметно увеличилась активность авиакомпаний на Северо-Западе РФ. В первую очередь речь идет о полетах из Москвы в Петербург: провозные емкости регулярных рейсов здесь увеличились на 30%. На втором месте в регионе по тому же показателю - маршруты из Москвы в Мурманск (+26%).
Благодаря федеральной поддержке в 2003 году организован воздушный мост Москва-Калининград, и провозные емкости на этом направлении выросли в 2,5 раза. Только в одной авиакомпании ОАО `Аэрофлот-РА` теперь самолеты Ту-154 выполняют ежедневно по 4 рейса, цена билетов на которые для жителей Калининградской области сопоставима с железнодорожными тарифами.
Половину всех внутренних перевозок в России выполняют четыре крупнейшие компании: `Аэрофлот`, `Сибирь`, `Пулково` и `Красноярские авиалинии`.
На Северо-Западе Федерации пассажиров перевозят 53 авиапредприятия, из которых, кроме `Пулково`, конкурентоспособны на рынке, по данным аппарата полпреда Президента РФ в СЗФО, только пять: ГУАП `Псковское авиапредприятие`, `Новгородское авиапредприятие`, `Калининградавиа`, ОАО `Вологодское авиапредприятие` и `Аэропорт Мурманск`.
В 2003 году после реконструкции были введены в действие 7 взлетно-посадочных полос, в том числе 2 - в СЗФО (Архангельск, и Пулково) и 1 аэровокзальный комплекс (Пулково). Светосигнальное оборудование на Северо-Западе РФ модернизировано в соответствии с требованиями II категории ИКАО только в аэропорту Пулково.
Производственно-финансовая деятельность
гражданской авиации в 2003 году
Показатели 2003 г. 2003 г.
к 2002 г. (в %)
Перевезено пассажиров., млн чел. 29,5 +10,9
Перевезено грузов, тыс. тонн 620,9 -1,0
Прибыль, млрд руб. 10,0 +5,0
Платежи в бюджет, млрд руб. 13,7 +28,3
Кредиторская задолж., млрд руб. 31,3 -8,0
Дебиторская задолж., млрд руб. 33,7 -10,8
|