В Министерстве транспорта и связи РФ на прошлой неделе подтвердили, что стратегические направления развития автодорожной сети страны останутся прежними. Некоторые корректировки в намеченные ранее программы внесут после того, как уточнят общую картину грузоперевозок по России и убедятся в прозрачности освоения средств, направляемых на дорожное строительство и ремонт
Министр транспорта и связи Игорь Левитин заявил, что развитию дорожной отрасли страны сегодня отдан приоритет. Он также одобрил деятельность прежнего Минтранса РФ в этом направлении. Комплимент можно отнести и в адрес нынешнего руководителя Федерального дорожного агентства РФ Анатолия Насонова, который ранее в должности первого заместителя министра транспорта курировал дорожную отрасль, а до этого возглавлял Росавтодор.
Особая роль в федеральных программах развития дорог отводится Северо-Западу РФ. В первую очередь предполагается обустройство опорной сети дорог общего пользования и мостов, по которым следуют стратегические и внешнеторговые товаропотоки, а также территориальных трасс, связывающих населенные пункты с опорной сетью. Планируется выделение субвенций и субсидий субъектам РФ.
Опорная сеть Северо-Западного Федерального округа РФ представляет собой систему из 16 федеральных трасс и примыкающие к ним основные территориальные дороги. Наибольшая длина автотрасс общего пользования - в Вологодской области (16,3 тыс. км), федерального значения - в Ленинградской области (1,3 тыс. км). А лидер по плотности дорог всех типов - Калининградская область (303 км на 1 тыс. кв. км). За ней следуют Псковская, Новгородская и Ленинградская области, где плотность дорог соответственно составляет 180,5 км, 158,7 км и 111,6 км на 1 тыс. кв. км. В этих субъектах Федерации - самый высокий уровень обеспеченности автодорогами в регионе, где до 80% населенных пунктов связаны с опорной сетью.
Самая низкая обеспеченность автодорогами - в Архангельской и Мурманской областях, в Республике Коми и в Ненецком автономном округе, где только половина населенных пунктов имеет выход на опорную сеть.
Наиболее загруженными считаются трассы Ленинградской (в среднем 2,5 тыс. автомобилей в сутки), Калининградской (1,9 тыс.) и Новгородской (1,8 тыс. автомобилей в сутки) областей. Автомобильные потоки на федеральных автотрассах (на подходах к крупным городам) - не менее 10 тыс. машин в сутки и лишь на границах между субъектами РФ - 2,5-3,5 тыс. машин в сутки.
Одной из проблем, сдерживающих развитие экономики Северо-Запада РФ, является недостаточное развитие сети федеральных автодорог, ведущих в Европу: из 75,3 тыс. км трасс округа на долю федеральных приходится только 5,2 тыс. км. И лишь 23% из них полностью соответствуют нормативным требованиям.
По ряду магистралей сложно организовать непрерывное движение из-за нехватки транспортных развязок. В регионе мало широтных дорог и мостовых переходов, способных выдержать современные нагрузки (33% мостов - деревянные).
В ближайшее время ситуация в СЗФО вряд ли изменится кардинально. Развивать сеть федеральных автодорог из-за нехватки средств, судя по планам Минтранссвязи РФ, будут лишь благодаря нескольким проектам.
Среди этих проектов наиболее масштабный - кольцевая автодорога (КАД) вокруг Петербурга. В 2004 году на КАД предусмотрен ввод в действие двух участков от автомагистрали `Россия` до правого берега Невы с вводом в строй первого в городе неразводного моста и эстакадных съездов (4-й пусковой комплекс общей длиной 10,3 км), а также транспортной развязки на проспекте Культуры (2-й пусковой комплекс протяженностью 2,7 км).
Второй по значимости проект - реконструкция автомагистрали М-10 `Россия` (Москва-Петербург) для укрепления двух международных транспортных коридоров - МТК-9 и `Север - Юг`. По М-10 ежесуточно проезжает до 70 тыс. машин. Общая протяженность трассы, соединяющей 68 населенных пунктов, - 160 км.
После завершения ее модернизации магистраль станет на всем протяжении, как минимум, четырехполосной, а на подходах к крупным городам - шести- и даже восьмиполосной. Предусмотрены меры для обеспечения непрерывного движения по ней. В ближайшие годы намечено построить обходы городов Солнечногорска и Вышнего Волочка, расположенных вдоль М-10.
Предполагается также продолжить модернизацию федеральной автодороги `Кола` в рамках обустройства инфраструктуры МТК `Север - Юг`. В 2003 году реконструированы ее участки длиной 25,42 км.
Особая роль отведена реализации программ развития сообщения с Калининградской областью в пределах МТК-1 с выходом на польские автодороги (`Виа-Балтика` с ответвлением `Виа-Ганзеатика`).
Предполагается также реконструкция автодороги Советск-Панемуне: совместно с Литвой намечено построить обходы этих городов, мост через реку Неман и на нем - новый пункт погранпропуска, а также обустроить магистраль Черняховск - граница Литвы длиной 142 км как ответвление МТК-9.
Развитие сети территориальных дорог как в России, так и в СЗФО сдерживает нехватка средств, которая усугубилась после изменения порядка сбора средств в территориальные дорожные фонды. Эти потери удалось лишь частично скомпенсировать за счет федеральных субсидий и субвенций.
В 2004 году существенных перемен в финансировании не предполагается. Поэтому программы строительства территориальных дорог в субъектах Федерации могут быть урезаны, что повлечет за собой сокращение персонала дорожно-строительных организаций.
Величина выпадающих доходов
субъектов РФ на развитие дорожного хозяйства в 2003 году
(в связи с изменением порядка сбора средств
в территориальные дорожные фонды)
Выпадающие
доходы, млн руб.
В целом по РФ -22621,2
По СЗФО РФ -3618,4
В том числе:
Петербург -1717,9
Вологодская обл. -583,2
Ленинградская обл. -471,3
|