В 2003 году грузооборот всех отраслей транспорта вырос на 7,4%. Однако, по прогнозам Минтранссвязи РФ, в 2004 году он увеличится только на 3,1-4,4%
Объем автоперевозок превысил 6,5 млрд тонн (+1,9% к 2002-му), а грузооборот - 173,1 млрд тонна-километров (+3,5%). При этом вновь снизилась доля автотранспорта общего пользования и соответственно увеличилась доля коммерческих перевозок предприятий, для которых транспортная деятельность считается неосновной.
Объемы доставки товаров российскими автоперевозчиками на международных маршрутах превысили 9,2 млн тонн (+21,5%). Основные направления грузоперевозок - через границу с Финляндией (3,3 млн тонн), Китаем (1 млн тонн), Беларусью и Германией (по 0,6 млн тонн), Литвой и Польшей (по 0,4 млн тонн), Казахстаном и Украиной (по 0,2 млн тонн).
На внутреннем водном транспорте перевозки незначительно увеличились из-за позднего открытия судоходства: доставлено 119 млн тонн грузов (+0,3%). Для восполнения нехватки отечественного тоннажа в навигацию 2003 года был разрешен проход по внутренним водным путям России 13 азербайджанским и 51 украинскому грузовым теплоходам.
На морском транспорте объем грузоперевозок упал на 8,4% и грузооборот - на 30,7%.
Объем перевозок транзита вырос до 84,4 млн тонн (+3%), а доходы от него - до $500 млн. Увеличилась перевалка транзита через морские порты Дальнего Востока и в контейнерах по Транссибу. По международному транспортному коридору `Север - Юг` по внутренним водным путям перевезено 188 тыс. тонн грузов.
В 2004 году ожидается рост грузооборота на 3,1-4,4% и сальдированного финансового результата отрасли (без учета железных дорог) - до 25,67 млрд руб. (+14% к 2003-му). Господдержка предприятиям транспортного комплекса запланирована в 100 млн руб.
Для развития транспортной инфраструктуры предполагается открыть сквозной проезд по автомагистрали Чита - Хабаровск, завершить строительство участка автодороги из Калининградской области к границе с Польшей, ввести дополнительные перегрузочные мощности в российских портах на 28 млн тонн и построить свыше 2,1 км причалов в 7 морских портах, реконструировать ряд аэропортов (в том числе Астрахань и Выборг) и взлетно-посадочную полосу в Храброво (Калининград).
Для оптимизации транспортной системы предполагается сократить количество госпредприятий. В частности, в сфере дорожного строительства останется 156 предприятий, в собственность субъектов РФ передадут 94, ликвидируют 37, реорганизуют 25 и приватизируют 27 предприятий.
В сфере водных перевозок по аналогии с ФГУП `Росморпорт` в 2004 году намечено создать ФГУП `Росречпорт`. Из 17 речных ФГУПов 4 планируется преобразовать в ОАО, еще 3 - в стадии банкротства. Одно предлагается ликвидировать, а ФГУП `Канал имени Москвы` - преобразовать в ФГУ `Московское бассейновое управление водных путей и судоходства `Канал имени Москвы`.
В программу приватизации федерального имущества на 2004 год включено 87 ФГУПов транспортного комплекса, а также пакеты акций 59 ОАО.
В апреле 2004 года в Минтранссвязи РФ собираются представить Правительству РФ предложения по совершенствованию механизма финансирования крупных общегосударственных проектов. Приоритет отдается программам `Мосты России` и `Аэропорты России`. В апреле должна быть готова долгосрочная программа развития автодорог страны, а в мае - откорректированная ФЦП `Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)`.
Также разрабатывается 25 законопроектов, связанных с транспортной системой страны, из них 4 законопроекта - на рассмотрении в Правительстве РФ и 4 - в Государственной Думе РФ. Ожидается, что в Госдуму РФ в 2004 году поступят еще 2 законопроекта: весной - `О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся создания Российского международного реестра судов` и в декабре - `О платных автомобильных дорогах`.
В числе важнейших законопроектов, которые готовят в этом году в Минтранссвязи РФ, - `О транспортной безопасности`, `Об аэронавигационном обслуживании в воздушном пространстве РФ`, `О внутренних водных путях` и `Об автотранспорте и основах автотранспортной деятельности`.
Грузооборот по видам транспорта
(млрд тонна-километров)
Вид транспорта 2002 г. 2003 г.
Автомобильный 167,24 173,15
Морской 112,31 77,78
Внутренний водный 84,13 80,25
Железнодорожный:
магистральный 1510,20 1664,30
промышленный 25,44 28,03
Трубопроводный 2099,73 2270,84
|