`Территория надежд` - так называлась статья доктора экономических наук Татьяны Федоровой, открывавшая первый номер нашего издания десять лет назад и рассказывавшая о состоянии экономики региона по итогам 1993 года
Тогда само понятие `Северо-Запад` включало в себя наряду с Петербургом только Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республики Карелия и Коми включались во всех сводках в Северный экономический район. Позабытый федеральными властями Калининград самостоятельно бился за выживание, и только наличие там главных баз Балтийского флота удерживало эксклав в рамках России.
`Центр тяжести рыночных реформ, - писала Т. Федорова, - ощутимо смещается в регионы. Вместе с желанной самостоятельностью на регионы ложится и полная мера ответственности за решение всех своих проблем`.
Время тогда было трудное для всех. Федеральная власть только что вышла из кровопролитной междуусобной схватки в сентябре-октябре 1993 года и стремительных предвыборных баталий в первую Государственную Думу новой России. Центру было не до регионов. А местная власть управляла каждой областью почти как самостоятельным государством, выполняя провозглашенный Борисом Ельциным тезис: берите суверенитета столько, сколько хотите. Соседние области утрачивали и без того не очень развитые прямые экономические контакты. Зато все устремились на Запад в поисках партнеров и инвесторов.
Единственной структурой, пытавшейся противостоять этому хаосу, была только что созданная Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада России, пытавшаяся осуществлять координацию политики внутри региона и представлять согласованную позицию всех входящих в Ассоциацию субъектов РФ в высоких московских кабинетах. Именно на этом этапе началось фактическое объединение интересов территорий Севера и Северо-Запада России.
Деятельность Ассоциации была позитивным фактором развития и укрепления внутрирегиональных связей. Но эффект интеграции оказался гораздо меньшим, чем ожидали ее учредители. Бывший вице-губернатор Псковской области, а с недавних пор - председатель КЭРППиТ администрации Петербурга Владимир Бланк, хорошо знакомый с деятельностью Ассоциации, считает, что основная причина подобной неэффективности - в неопределенном статусе организации. Действует принцип `поговорили и разошлись`, решения не закреплены законодательно высшими органами власти страны, не обеспечены материальными и финансовыми ресурсами. Поэтому и остались в основном на бумаге многие хорошие региональные целевые программы.
Начиная с 2000 года в жизни региона начался новый этап. Для преодоления местной самостийности и законодательного хаоса по всей стране были учреждены семь федеральных округов, введен институт постоянных представителей Президента РФ. Тем самым Северо-Запад окончательно оформился как единый административно-экономический регион, хотя конституционного закрепления такое деление страны пока не имеет.
Северо-Запад оказался единственным из округов, где полпред с тех пор уже поменялся, причем дважды. И если назначение В. Матвиенко взамен В. Черкесова воспринималось с самого начала как ее плавная подготовка к губернаторскому креслу, то появление на этом посту И. Клебанова может свидетельствовать о планах В. Путина придать своим полпредам иное качество деятельности, чем простой надзор за соблюдением федеральных законов.
Такого мнения придерживаются многие губернаторы Северо-Запада: и те, кто в принципе не приемлет эту структуру, как М. Прусак, и те, кто вполне дружен с полпредством, как А. Ефремов. Руководители же предприятий говорят о своей прямой заинтересованности в усилении координирующей роли полпредства при реализации конкретных хозяйственных задач. Особенно рады появлению И. Клебанова на высоком посту в регионе руководители `оборонки`. Генеральный директор северодвинской `Звездочки` Н. Калистратов, пробивающий сейчас в Москве поддержку новым проектам предприятия, с надеждой говорил мне о том, что рассчитывает на помощь полпреда, прекрасно знающего нужды промышленников.
Усилятся у полпредства и административные функции. Одним из главных дел для И. Клебанова уже скоро станет подготовка к объединению двух субъектов РФ на Северо-Западе - Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Прецедент подобного объединения уже создан с Коми-Пермяцким округом. Гораздо труднее этот опыт будет распространить на другие субъекты РФ в регионе. Даже наиболее экономически взаимосвязанные Петербург и Ленинградская область пока не способны из-за многих факторов шагнуть навстречу друг другу.
Впрочем, в ближайшие годы многое в нашей стране будет определяться волею федерального центра, политической целесообразностью, решимостью и способностью президента страны проводить определенные реформы. И в этом смысле ситуация значительно отличается от той, что была десять лет назад. |