В 2005 году, по прогнозам компании Datamonitor, европейские фирмы потратят на аутсорсинг бизнес-процессов более $12 млрд. А к 2008-му специалисты Forrester прогнозируют рост объема мирового рынка такого вида аутсорсинга в $146 млрд
Аутсорсинг - это передача части функций по ведению определенного вида бизнеса специализированным структурам для оптимизации затрат и повышения качества сервиса. В результате в Европе рынок делится на множество сегментов, в которых возникает жесткая конкуренция между аутсорсинговыми компаниями.
Самые распространенные сферы для аутсорсинга: трансакции, связанные с кредитными картами, фондовыми операциями и онлайновыми платежными системами; `коллективные сервисы` (финансовые, административные и кадровые службы); специализированные вертикальные приложения (например мониторинг окружающей среды).
Эпоха крупных сделок на Западе сменяется `распылением` капитала на массу мелких операций, что указывает на рассредоточение капитала по сети малых предприятий. Исключение составляют, пожалуй, США, где количество крупных сделок увеличивается.
Однако концентрация капитала не мешает диверсификации бизнес-процессов. И здесь аутсорсинг решает иную проблему: экономический эффект приносит не столько сокращение издержек, сколько улучшение системы корпоративного управления. Менеджеры холдингов стремятся сосредоточиться на стратегических направлениях деятельности, которые приносят основной доход. Сопутствующий и непрофильный бизнес передается надежным партнерам.
В этом-то и заключается сложность: партнера, которому можно доверять и поведение которого в перспективе окажется предсказуемым, найти нелегко. Не случайно исследования компании Gartner выявили, что около половины проектов по аутсорсингу в сфере информационных технологий, связанных с обслуживанием финансового рынка, признаны в 2003 году неудачными.
Иными словами, заказчики аутсорсинговых услуг сочли, что им не удалось достичь запланированных результатов. Тем не менее аутсорсинг в этой сфере помог сократить расходы европейским компаниям на информатизацию в среднем на 30%.
В России сотрудничество с аутсорсинговыми компаниями мотивируют в основном стремлением к минимизации расходов при активном росте бизнеса. Поэтому к услугам партнеров в тех или иных секторах деятельности прибегают временно.
Типичный пример - развитие сервиса, связанного с использованием пластиковых карт. Многие банки, внедряя такие системы, столкнулись с тем, что вложенные затраты окупаются не столь быстро, как первоначально рассчитывали. Тормозит сравнительно узкая сфера применения пластиковых карт. Прежде всего, как показывают исследования, в России они - инструмент обналичивания денег через банкоматы.
Ведь пока карты широко применяются только для перечисления зарплаты персоналу. Это сокращает расходы предприятий на инкассацию и снимает проблему депонирования средств. Конкуренция среди банков в пластиковом бизнесе возрастает, что заставляет вводить дополнительные терминалы в торговых точках. Например, у Балтийского банка уже более 300 терминалов.
Кроме того, стала действовать система приема платежей в пользу операторов сотовой связи через банкоматы.
Однако объем трансакций по безналичному расчету через пластиковые карты в России сравнительно невелик. Кроме покупок в магазинах по ним изредка оплачиваются турпутевки, билеты, билеты на поезд и самолет. Между тем на Западе карты в первую очередь - средство платежа.
В перспективе ситуация может измениться по мере развития сетей магазинов (в частности типа Cash&Carry) и общепита. В столице этим активно занимается Банк Москвы. В городе на Неве аналогичные проекты развивает филиал банка.
Однако подобные проекты слишком дороги для одного банка, поэтому они развиваются медленно. Процесс ускорился бы, если б банкам удалось договориться о единых стандартах обслуживания пластиковых карт. Тогда появится и поле для аутсорсинга в этой сфере. Толчком к развитию этого процесса можно считать новое положение ЦБ РФ по открытию расчетных счетов для населения (вступило в силу 1 июля 2003 года). Оно позволяет физическим лицам выставлять требования на инкассо, проводить платежи с помощью аккредитивов и чеков.
Если расчетные счета `привяжут` к пластиковым картам, как это делается во всем мире, то поле их применения расширится. Уже сейчас банкиры обсуждают вопрос о создании единой рублевой пластиковой карты для снятия наличных. В таком случае карты международных платежных систем можно будет использовать для кредитования населения, а банковские ссуды можно будет погашать с расчетного счета.
Ряд банков намерен выпускать расчетно-дисконтные карты для потребительского кредитования, включая автокредитование и ипотеку. В частности, такой проект раскручивает Росбанк, карты которого будут эмитироваться на базе VISA Electron.
Способен расширить сферу применения пластиковых карт сектор социальных услуг. В правительстве Ленобласти намерены разработать в рамках программы `Социальная стабильность` положения о социальной пластиковой карте и план мероприятий по ее внедрению на территории области.
|