Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Сюрвейер ставит диагноз, а юрист - прописывает пилюли - ЭиВ N 45 (482)
ФИНАНСЫ
Сюрвейер ставит диагноз, а юрист - прописывает пилюли
No. 45 (482) 24.11.2003
Андрей Лазарев
В эпоху СССР функции сюрвейеров в стране выполняли Союзэкспертиза (после акционирования она стала одним из частных предприятий), Институт аварийных комиссаров (давно прекратил существовать) и экспертные советы при торгово-промышленных палатах. Последние нередко не удовлетворяли нужды клиентов, поэтому нишу быстро заполнили сюрвейерные компании...



На Западе статус сюрвейера вытекает из договорной практики: к его услугам обязательно прибегают при наступлении страхового случая или в спорных ситуациях, когда требуется независимая оценка количества и качества груза. Фактически сюрвейер - свидетель, который должен подтвердить или опровергнуть определенные факты.

В России законодательство сюрвейерной деятельности расплывчато. Работа сюрвейеров регламентируется в основном ведомственными инструкциями. Отсюда возникают проблемы: закон не обязывает российские компании на внутреннем рынке прибегать к услугам сюрвейера. Это дело добровольное. Владелец груза или транспортного средства обычно сам улаживает конфликты, связанные с грузоперевозками. Ведь рынок страхования в сфере грузоперевозок в РФ не развит.

Никто никому не доверяет. Поэтому страховые компании придумывают различные системы процедур, усложняющие получение страховок, и содержат громоздкий аппарат для оценки репутации потенциальных клиентов. Ну а для сопровождения арбитражных процессов руководство предприятий считает, что достаточно нанять хорошего юриста.

Вот и выходит, что сюрвейер на российском рынке вроде как посредник, который нередко выполняет не свойственные ему функции. И нередко превращается, по сути, в брокера, предлагающего пакет услуг: страховщика, консультанта, провайдера, туроператора и оценщика.

В последнем случае и всплывают многочисленные `карманные` сюрвейерные компании, готовые подтвердить все что угодно, лишь бы клиент заплатил по полной программе за так называемый комплексный сервис...

Так нужны ли на российском рынке сюрвейеры, или можно обойтись без них? Ответ на этот вопрос мы постарались найти во время проведения `круглого стола`...



Дмитрий Кардиакопулос, представитель компании Evdemon&Parthners, Marine Technical Consultatnts (Греция):

`Сюрвейер не полицейский`

- Подобная точка зрения заставляет уточнить роль сюрвейера в урегулировании конфликтов при работе на андеррайтера. Для того чтобы лечить болезнь, надо сначала поставить диагноз. Такой диагноз и ставит сюрвейер. Сюрвейер не инспектор, не полицейский. Он использует самые разные подходы, чтобы собрать точную информацию о случившемся, устанавливает причины аварии и связь между аварией и убытками. А потом уже юрист `назначает лекарство` и добивается, чтобы убытки были оплачены страховой компанией.

Сюрвейер консультирует судовладельцев и капитана, координирует процедуры осмотра (вызывает специалистов, организует спасение людей, определяет повреждения, которые потребуется устранить при ремонте), инспектирует (собирает улики, чтобы установить причины аварии), исследует судовые записи, проверяет факты, сертификаты экспертов и членов экипажа, сводки погоды и отчеты водолазов, опрашивает плавсостав и свидетелей, устанавливает контакты с портовыми властями, анализирует факты (это называется `проверить виноградник` - прежде всего, выясняется `история` судна, сравниваются аналогичные прецеденты и другое).

И только после этого составляют отчет. Причем в нем указывают информацию для публичных заявлений, а конфиденциальные сведения указывают, по желанию судовладельца, в отдельном комментарии.



Стивен Ленмар, представитель юридической фирмы Wikborn Rein&Co (Норвегия):

`Выигрыш приносит юрист`

- На примере урегулирования для судовладельцев финансовых последствий от целого ряда аварий морских судов, которые можно считать крупнейшими в мире за последнее время по величине потерь, видно: выигрывают те, кто быстрее начинает вести юридические процедуры. А дальше уже проще решать все остальные вопросы.

Вообще сами по себе процедуры показывают, что юридические бюро сегодня способны выступать поставщиками целого комплекса услуг, включая сюрвейерские. И такой подход находит спрос на рынке, потому что помогает оптимизировать для клиента процедуры по выплате компенсаций при наступлении страховых случаев.



Николай Чеглаков, глава петербургского филиала компании Eurogal/GSL Surveys Ltd:

`За рубежом и в РФ - проблемы одни`

- Заметим, что функции сюрвейерских компаний в России и за рубежом примерно одинаковы. Однако они не исчерпываются работой на андеррайтера. Есть еще особый рынок услуг - по оценке качества и количества груза.

И, как видите, во всем мире сюрвейеры сталкиваются со схожими проблемами. Многие судовладельцы полагают, что лучше нанять опытного юриста, чем полагаться на оценки сюрвейера. Дескать, так эффективнее воздействовать на страховые компании и на партнеров по бизнесу.

Однако практика показывает, что это не всегда оказывается верным решением. Не случайно в России по мере развития рынка сюрвейерские услуги все больше востребованы.

Если говорить о структуре петербургского рынка, то здесь примерно половина всех услуг связана с морским бизнесом. Но доля других видов транспорта увеличивается. Самая высокая динамика роста объемов - в автомобильном секторе. В основном - на экспортно-импортных маршрутах, проложенных через Петербург в Финляндию и Москву, чуть меньше - в страны Балтии.

На петербургском рынке уже оперируют 74 сюрвейерные компании. Чтобы выжить в такой жесткой конкурентной среде, им приходится, во-первых, предлагать не только высокое качество услуг, но и расширять их спектр. Большинство сюрвейеров специализируются преимущественно на оценках `количество - качество` грузов.

Некоторые даже обзаводятся собственными лабораториями. А страховой `уклон` имеют, на мой взгляд, около пяти крупных компаний. Среди них - наша фирма, `Крогиус`, `СЖС Восток Лтд`, `Маринекс Ай-Ти-Си` и `Маринекс Ай-Эл-Эл-Си`.

Во-вторых, российские сюрвейеры вынуждены входить в международные альянсы. Ведь рынок этих услуг - интернациональный. К тому же надо учитывать, что 90% рисков при перевозках российских экспортно-импортных грузов страхуется за рубежом. А западные партнеры придирчивы. И их выбор в России уже свидетельствует о работе российских специалистов по высшим стандартам.



Герман Гляденов, генеральный директор компании `Росско`:

`Профессионал способен значительно снизить убытки грузовладельца`

- Раз уж зашла речь о конкуренции, не стоит забывать, что реально конкурируют между собой лишь пятнадцать сюрвейерских компаний. Остальные, как правило, создавались для выполнения конкретных заказов. И у них своя узкая ниша на рынке.

Тем не менее сюрвейерский рынок в России активно развивается. Правда, он имеет некоторые особенности. Как правило, действие страховок на международных цепочках грузоперевозок заканчивается в российских морских портах. А внутренний рынок большинство страховщиков оценивают как очень рискованный. На нем случается что угодно: теряются в пути грузовики, груз `усыхает`, просачивается сквозь щели в полу вагонов и частично исчезает на железнодорожных станциях...

Как и почему это происходит, нередко невозможно выяснить. А значит, страховщикам приходится оплачивать все эти потери. При следующих договорах они начинают ставить неприемлемые для грузовладельца условия. И выбор получается небогатый: суммы, оплачиваемые за страховку, оказываются примерно равными убыткам, которые возникают в пути.

В таком случае утрачивается смысл страхования. А сюрвейерский бизнес тесно связан с рынком страхования на транспорте. Услуги сюрвейера в сфере оценок качества и количества груза в России обычно требуются, когда цепочки экспортно-импортных поставок только формируются. Тогда сюрвейер способен значительно снизить убытки грузовладельца. А потом, когда потери при транспортировках достигают приемлемого уровня, их просто включают в цену товара.

Получается, что сюрвейер в России нередко выступает не только в роли свидетеля, как на Западе, но и отчасти провайдера в сфере транспортной логистики, что свидетельствует о высокой квалификации российских сюрвейеров. Но дополнительные функции, которые он берет на себя, не превращают его в брокера. Главная отличительная черта: сюрвейер - лицо независимое. Результат работы не влияет на его гонорар. Вот почему в российских арбитражных судах все чаще прислушиваются к заключениям сюрвейеров. С мнением известных на рынке сюрвейерских компаний считается российская таможня... Все это признаки того, что меняется отношение к рынку сюрвейерских услуг.

Складываются предпосылки для его дальнейшего развития - по мере подъема отечественной экономики и прозрачности финансовой среды, в которой функционирует российский бизнес.

Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru