Для обеспечения регулярных пассажирских полетов над Атлантикой были созданы океанические центры обслуживания воздушного движения. Сегодня они оборудованы современной аппаратурой.
Когда планировалось создание новых трансконтинентальных маршрутов Европа - Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии, Северная Америка - государства Азии, то предполагалось, что они впишутся в воздушное пространство Арктики над Россией. Для этого и была образована в начале 1990-х годов постоянная Российско-американская координационная группа по обслуживанию воздушного движения (RACGAT).
Группа содействовала разработкам кроссполярных маршрутов и организовала в РФ два океанических центра обслуживания воздушного движения для контроля за полетами над акваторией Северного ледовитого океана. Так в России был организован аэронавигационный сервис над Северным ледовитым океаном.
В Единую систему управления воздушным движением РФ на Северо-Западе РФ входят несколько районных центров: в частности Мурманский, который приобрел статус океанического. Правила полетов и обслуживания воздушного движения для него определяются Чикагской конвенцией и приложениями к ней.
Проблема в том, что они не всегда совпадают с процедурами, принятыми в России. И специалистам Мурманского центра пришлось освоить технологии, ранее не применявшиеся в РФ.
Океанический сектор Мурманского центра контролирует воздушное пространство над огромной территорией, простирающейся от границ РФ на западе до полуострова Таймыр, от Северного полюса до арктического побережья. Чтобы пересечь его, реактивному лайнеру Boeing-747 нужно более двух часов.
Новые маршруты экономят пассажирам средства: ведь длительность кроссполярного полета короче обходных маршрутов. И в российский бюджет поступают дополнительные средства в виде сборов за аэронавигационное обслуживание.
Сегодня одна из основных задач Мурманского центра ОВД - привлечь больше пользователей воздушного пространства на предлагаемые маршруты. Тут, правда, есть проблемы. Первая - необходимость улучшения качества радиосвязи (создание надежной и устойчивой зоны связи) для обслуживания воздушного движения в небе Арктики. Вторая - развитие метеорологического обеспечения, что особенно важно при полетах в сложных, часто меняющихся погодных условиях Арктики.
Мурманский центр взаимодействует с Мурманским спасательным координационным центром (на Баренцевом море). Однако для привлечения пользователей услугами кроссполярных маршрутов нужна современная служба поиска и спасания в зоне, обслуживаемой российскими океаническими центрами.
Помимо привлечения собственных сил и средств РФ следовало бы расширить взаимодействие с центрами поиска и спасания других стран.
Аналогичные проблемы испытывают и другие районные центры аэронавигации. Например, Петрозаводский районный центр также обслуживает трансполярные маршруты: через Карелию проходят воздушные трассы из Западной Европы в Японию и Корею. При создании соответствующих условий этот список может расшириться.
В Карелии не так давно введены в эксплуатацию две радиолокационные позиции - в Петрозаводске и в Кеми, заменено оборудование диспетчерских пунктов, внедрены цифровые каналы связи, что позволяет лучше контролировать воздушное пространство.
К сожалению, государство неохотно вкладывает средства в аэронавигацию. Между тем за рубежом поступления в казну от доходов за соответствующее обслуживание достаточно высоки.
|