В августе в Минимущества РФ доработали программу приватизации на 2004 год.
Всего намечено продать 724 федеральных пакета акций акционерных обществ. Также готовы предложения по приватизации 1078 ФГУП. От их продажи в министерстве рассчитывают получить 35-40 млрд руб. Среди них заметную долю составят продажи пакетов акций пароходств и портов на сумму не менее чем 3 млрд руб.
В списке активов на продажу значатся, в частности, ОАО `Новороссийский морской торговый порт` (20% акций), `Морской порт Санкт-Петербург` (20%), `Ванинский морской торговый порт` (55%), `Дальневосточное морское пароходство` (19,8%) и `Московское речное пароходство` (25,5%).
Финансовые показатели выставляемых на продажу предприятий разные. Среди них есть убыточные. Однако большинство транспортных компаний демонстрирует положительную динамику развития. Например, ДВМП, третья по величине судоходная компания России, в III квартале 2002 года получила 4,88 млрд руб. чистой прибыли при чистом убытке в 377 млн руб.
Новороссийский порт, где прежде всего обрабатывают нефтеналивные грузы, за тот же период времени получил чистую прибыль в 1,4 млрд руб.
Ванинский порт в 2002 году принес 109,6 млн руб. чистой прибыли. В ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` в 2002-м получили 19 млн руб. чистой прибыли.
Сложно понять, какой логики придерживались приватизаторы. По неофициальным данным, предприятия были разбиты на две группы. В одну вошли убыточные госпредприятия, руководство которых за предыдущие годы не смогло провести их санацию и реструктуризацию.
В другую группу вошли частные предприятия с государственным участием, где сложилась крепкая команда менеджеров, которая оказалась способной проводить самостоятельную политику на рынке.
На практике получалось так, что представители государства по разным причинам уже давно не вмешивались в деятельность этих компаний. Между частными владельцами акций и государством в лице Минтранса РФ был достигнут некий консенсус, который позволял увязать госполитику на транспорте с интересами предпринимателей. Поэтому нужда в удержании за государством контрольных и блокирующих пакетов акций вроде бы отпала.
В последнее время появились новые рычаги влияния на портовиков и крупных судовладельцев. Быть строптивым невыгодно. Эффективнее найти способ вписаться в русло транспортной госполитики.
В `чужие` руки акции транспортных компаний явно не уйдут. Практически все их нынешние совладельцы готовы выкупить у государства пакеты акций. Вопрос в цене. То есть в величине `оброка`, который собственники готовы выложить государству за право идти тем путем, который они для себя уже давно избрали.
|